Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
Восточный металл в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. Часть 4. — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Восточный металл в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника. Часть 4.

59 (1)Очередная публикация из цикла статей о восточном металле XVIII-нач. XX вв. в Бахчисарайском музейном собрании вкратце охарактеризует сосуды для воды.

К таковым изделиям мы отнесли 28 предметов указанного периода, и, исходя из назначения, все эти сосуды можно классифицировать следующим образом: для личной гигиены; для транспортировки, хранения и использования воды в быту; для пользования водой в бане; для подачи воды на стол.

К предметам первой группы относятся 4 таза, каждый из которых изначально являлся частью комплекта для умывания, куда входили еще кувшин и крышка.По своей форме тазы аналогичны ближневосточным сосудам дастшуй, среди нихкак плоскодонные, так и на высоком поддоне, с глубоким округлым резервуаром, с широкими полями; отверстие в центре закрывается ажурной крышкой. В собрании имеются такие крышки, но, к сожалению разрозненные, 2 из них – ремесленной работы, 2 – заводского производства. Отметим, что кувшины, которые не в последнюю очередь служат сосудами для воды, в данной публикации не рассматриваются.

75 (1)Небольшую часть среди сосудов второй группы составляют изделия,по конструкции и назначению схожие с ведром (их в коллекции 4). Названия 2-х из них в довоенных инвентарных книгах музея – казан и бахрач, что на наш взгляд, ошибочно. Аналогом же является азербайджанский сатыл или иранский или афганский сатль. Они использовались при посещении бани, для переноски воды на близкое расстояние, а также для хранения, что подтверждается широким венчиком, удобным для зачерпывания воды. Форма их независимо от происхождения типична: плоское дно, расширенное книзу тулово, на венчике петли, в которые продеты фигурные литые дужки. Сюда же включены 2 кружки.

В третью группу сосудов вошли 6 предметов банного «инвентаря»: банные чаши амам тас и сосуды, возможно, предназначенные для взбивания пены.

К последней группе предметов относятся 5 сосудов, которые в довоенных инвентарных книгах музея названы мешребе. Оригинальные по своей форме, они по типологии близки к кружкам, а более конкретно, напоминают славянские жбаны, и возможно, были предназначены для напитков. Такжев данной группе предметов3декоративных сосуда, предназначенных, вероятно, для подачи шербета, розовой воды, а не только воды.Один из последних – водолей в виде птицы, который в инвентарных книгах музея 1920-х гг. атрибутирован как сосуд для воды, а в книгах 1970-х гг. уже назван курильницей.

259 (1)География представляемых предметов довольно обширна: Иран, Турция, Крым, Кавказ, Закавказье. Иранские сосуды наиболее плотно орнаментированы, отличаются изысканностью формы, чаще им присущ рельефный95 (1) орнамент, более тщательная гравировка и матирование поверхности. Отличительной чертой является активное использование техники чернения. На этих предметах встречаются не всегда привычные для Ислама антропоморфные и зооморфные мотивы. Приемы декорирования у турецких мастеров также очень примечательны: именно предметам османской торевтики больше других присущ цветочный орнамент, а не традиционная мусульманская арабеска или геометрический узор.На Кавказе и в Закавказье самыми знаменитыми заслуженно считаются изделия дагестанских и азербайджанских медников. Предметы кавказского происхождения отличают плавные линии силуэта, более плоские изображения и насыщенность орнаментов. Сосуды для воды, изготовленные в Крыму, пожалуй, больше других отличаются утилитарностью: они мало декорированы, их форма проста, лишь часть из них украшена ажурно-прорезным орнаментом челтер и покрыта плоскостным орнаментом. Украшением также являются сложно-фигурные литые дужки из латуни.

Как местными традициями, так и огромным разнообразием в назначении посуды объясняется тот факт, что насыщенность узора на предметах отличается: от достаточно плотного орнамента до почти полного его отсутствия. Так, больше других декорированы сосуды, которые использовали в общественных местах и для подачи на стол. Если же говорить о происхождении предметов, то в наибольшей степени орнаментальной загруженностью отличаются предметы иранских мастеров, в наименьшей – крымские изделия.

Говоря об орнаментике, отметим, что наиболее «интернациональными» и часто встречающимися являются каймы со всевозможными соцветиями, стеблями и листьями, волнообразные побеги, реже встречаются трилистники. В декоре турецких, иранских и кавказских предметов встречаются кипарисы. Розетки представлены на сосудах кавказского и турецкого производства, лотос наблюдаем на предметах турецкого и иранского происхождения, гранат – на изделиях турецких мастеров. Что касается соцветий, то среди них много таких, которые трудно идентифицировать, реалистичностью отличаются тюльпан и гвоздика на предметах турецкого производства.

Геометрические элементы, как правило, оформлены в многочисленные каймы. В них чаще других изображены кружки, т. н. перлы, широко используются многоугольники, точки, овалы, всевозможные кривые, плетенки, жгуты. На иранских, турецких и кавказских сосудах встречаем картуши и медальоны, в том числе, на турецких – медальоны с имитацией арабских надписей.

Символический орнамент представлен на предметах турецкого происхождения «древом жизни», разновидностью которого является гуль череп – мотив в виде вазы с розами. Но чаще других встречаем узор бута, который присутствует на ирано-азербайджанских и турецких сосудах.

В орнаментике иранских и азербайджанских сосудов присутствуют изображения людей и животных: зайцев, львов, леопардов, птиц, собак, как правило, очень искусно вписанных в узор и являющихся его частью.

«Астральная» тематика представлена изображением солнца на предметах турецкого и иранского производства.

На поверхностях изделий нередко встречается эпиграфический, или каллиграфический орнамент. В силу своей узорности, арабское письмо в этих орнаментальных композициях читается довольно трудно, и в первую очередь, призвано радовать глаз декоративностью. В основном, эти надписи являются стихами, благопожеланиями, цитатами из Корана, и это в большей степени относится к предметам иранской группы.

587Отметим изображенных на одном из иранских предметов звероподобных существ, которых трудно идентифицировать – настолько они необычны. Иранское искусство славится обилием этих чудовищ в особенности, что связано с зороастризмом.

Источники и способы поступления сосудов для воды в Бахчисарайский музей различны. Так, самыми первыми его экспонатами стали предметы убранства Ханского дворца. За всю историю музея предметы поступали в его собрание путем дарений и приобретений, в том числе, в период известной экспедиции 1925 года по Крыму. В 1920-1930-е гг. немало изделий поступило в музейную коллекцию от местных жителей: мастеров-медников и коллекционеров. Предметы поступили и за счет перераспределений ценностей среди музеев Крыма, которые Центральный музейный фонд предпринял в 1920-1930-е гг. В 1940-е гг. поступила посуда из имущества спецпереселенцев, так были обозначены граждане, депортированные из Крыма в 1944 году. Период 1980-2000-х гг. стал для Бахчисарайского музея достаточно насыщенным в части комплектования историко-бытовых предметов: их по-прежнему передавали в дар.

Не все сосуды для воды, хранившиеся когда-то в запасниках Бахчисарайского музея, сохранились до сегодняшнего дня. Невосполнимым стал урон, который ему нанесла нацистская оккупация Бахчисарая периода ВеликойКП-873 М-103 Отечественной войны, когда фонды были в значительной мере расхищены. Некоторые «потрясения» коллекция восточного металла пережила и после депортации из Крыма крымских татар, когда значительное количество предметов крымскотатарской этнографии было изъято из музейного хранения. Помимо этого, в 1950-1980-е гг. приказами министерств часть посуды была изъята и передана в музеи Крымской области, УССР и РСФСР. Наконец, имеются случаи краж предметов в разные годы. Таким образом, всего по данным довоенных инвентарных книг музея утрачены либо отсутствуют по неустановленным причинам 22 сосуда для воды.

КП-866 М-97

О. Алпашкина, главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника

Прокрутить вверх