Городище Эски-Кермен (в переводе с крымскотатарского – «старая крепость» расположено в пределах II (внутренней) гряды Крымских гор, в 6 км от села Красный Мак Бахчисарайского района и в 12 км от г. Бахчисарая. Он находится на вытянутом с севера на юг плато столовой горы, площадь которой составляет 8,5 га, высота обрывов достигает 2030 м. С пологой южной стороны на городище вела колесная дорога, с восточной, западной и северной сторон – пешеходные тропы с калитками. Массив горы сложен нуммулитовыми известняками. Благодаря этой особенности и под воздействием вод древнего моря вдоль обрыва Эски-Кермена образовалось множество отдельных скал, отошедших от основного плато. Создатели искусственных пещер использовали это явление природы и вырубили в отколовшихся скалах боевые казематы. Всего на городище насчитывается около 360 пещерных сооружений военного (боевые казематы), культового (церкви, часовни, усыпальницы) и хозяйственного назначения (зерновые ямы, цистерны для воды, погреба, подвалы, производственные помещения, стойла для скота).
Это один из наиболее интересных «пещерных городов». Древнейшее название крепости нам не известно, так как исторических сведений о ней не сохранилось. В 1928-34, 1936-37, 1939 годах проведены первые широкомасштабные археологические раскопки и разведки под руководством Н.И. Репникова. В 1978-1982 гг. экспедиция Института Археологии АН УССР продолжила изучение некрополя (А.И. Айбабин) и городища (Е.А. Паршина). В 2003 – 2004 гг. исследования проводились Крымским отделением Института Востоковедения АН Украины (А.И. Айбабин).
По данным новейших археологических исследований, крепость была основана в конце VI в. по инициативе византийских властей. Здесь был размещен отряд гото-аланских федератов (союзников) империи. На южном и юго-восточном склонах горы расположен некрополь, где с конца VI по IХ в.  хоронили жителей.
Во время осмотра наше внимание могут привлечь главные ворота города и колесная дорога, вырубленные в скальном массиве на южной оконечности городища; наземная базилика, построенная в VI в.; остатки оборонительных стен, усадеб, пещерные сооружения. Особый интерес представляет собой осадный колодец, вырубленный в толще скалы, от поверхности до подножия плато. В него шестью маршами ведет скальная лестница из 84 ступеней. Колодец вырублен в период создания крепости, в конце VI в. и использовался до конца VIII в. На Эски-Кермене известно и несколько пещерных церквей: так называемые «Храм Трех Всадников» (ХII – начала ХIII в.)  и «Церковь Успения» (рубежа ХIII-ХIV вв.), в которых сохранилась фресковая роспись. В ХII-ХIII веках на Эски-Кермене было около 600 усадеб, а население города могло составлять не менее 2500-3000 человек. Все изученные усадьбы погибли в пожаре конца XIII века. Очевидно, это произошло во время опустошительного набега ордынских войск эмира Ногая в 1299 г. Хотя, последние жители покинули пепелище примерно в середине XIV века.
С площадки дозорного комплекса, что на северной оконечности Эски-Кермена, открывался вид на район предгорья и подступы к городищу. С восточной стороны плато Эски-Кермена огибается балкой «Текмэ-Таш» (Поставленный камень). Из узкого северного ущелья по восточной балке проходила древняя дорога к южной окраине Эски-Кермена Западная от городища балка «Джурла» (Журчащая), над нею параллельно Эски-Кермену тянется возвышенность «Тапшан». На север это плато заканчивается острым мысом — Кыз-Куле-Бурун. На мысу в ХIV-ХV вв. находился замок, от которого сохранились лишь воротная башня, которая получила у местного населения наименование Кыз-Куле (Девичья башня). К северу от Кыз-Куле находилась деревня Черкес-Кермен (с 1944 г. с. Крепкое). В верховьях черкескерменской балки находится пещерная церковь, так называемый «Храм Донаторов». Стены церкви расписаны фресками конца ХII-ХIV вв. Свое название храм получил из-за того, что на фреске, кроме изображений христианских мучеников, апостолов, сюжетов литургического значения, изображены и светские особы (мужчина и женщина) в богатых одеждах. Исследователи видят в них донаторов — частных лиц, на чьи средства был высечен и расписан храм. Возможно, эти люди являлись и хозяевами близлежащего замка Кыз-Куле.