Во 2 зале Художественного музея достаточно и полно представлена коллекция фарфора XVIII – XIXвв., включающая предметы декоративно-прикладного искусства русского и иностранного фарфора.
Известно, что впервые производство фарфора началось в Китае в IV– VI вв. н. э. Именно там, в одной из провинции Цзян-Си был получен материал, превосходящий своим блеском иней и снег. В коллекции имеются китайские фарфоровые изделия: ваза и тарелка XIX века, поражающие своим изяществом красок и совершенством форм.
Гордостью коллекции является мейсенский и берлинский фарфор: вазы, посуда, скульптурные фигурки.
Наибольшую ценность этой коллекции представляет российский фарфор, производство которого связано с именем талантливого русского ученого, химика и металлурга Дмитрия Ивановича Виноградова. Большое историческое и художественное значение имеют представленные в экспозиции две тарелочки с клеймом самого создателя русского фарфора.
На основе открытия Виноградова, в России уже в XVIII веке появляются частные фабрики, большое историческое значение в истории русской фарфоровой промышленности имела основанная в 1766 году подмосковная фабрика Ф. Я. Гарднера. Определенный интерес в экспозиции представляют великолепные образцы орденских сервизов, в свое время заказанных на заводе императрицей Екатериной II для приемов во дворце в орденские дни кавалеров соответствующих орденов.
В экспозиции зала представлены также декоративная ваза XIX века и фаянсовые вазы с батальными сценами войны 1812 года французских мастеров XIX века.
Привлекает внимание жанровое полотно «Гарем в Константинополе» (1838 г.) кисти немецкого художника Хермана Штильке. Настроение исполненной в духе академизма картины является эмоциональным ключом, раскрывающим чувства автора.