Талантливый композитор и музыкант Асан Рефатов родился в 1903 г. в Бахчисарае в семье учителя Мамута Рефатова. С раннего детства он впитал любовь к музыке. Старший брат Мидат обучил его нотной грамоте. В 16-летнем возрасте  со своим средним братом Решатом в гимназии организовали народный оркестр, где они писали драматические пьесы и музыку к ним. Асан стал капельмейстером оркестра и играл на кларнете.  В 1922 г. А. Рефатов стал преподавателем музыки в Тотайкойском педагогическом техникуме (с. Ферсманово, Симферопольский район), где создал оркестр из числа преподавателей и студентов.

Талантливый композитор является создателем первой крымскотатарской оперы «Чора-Батыр». Впервые она прозвучала на сцене Дома Красной Армии в Симферополе в 1923 г. Среди артистов профессионалами были только трое: Асан Ногаев, Ибадулла Грабов и Умер Ипчи, остальные – любители. Второй раз опера была поставлена в 1924 г. в Государственном драматическом театре, и имела огромный успех, однако больше никогда не ставилась. Ноты не сохранились, только аудиокассета с записью партий, которые по памяти восстановила сестра автора – Айше Рефатова.

В 1925–1926 гг. Асан Рефатов принимает активное участие в Научной экспедиции по Крыму совместно с Усеином Боданинским (первый директор Бахчисарайского музея, художник, этнограф) и Османом Акчокраклы (историк, эпиграфист). В ходе экспедиции был собран богатейший материал по этнографии крымских татар и археологии. У. Боданинский писал: «Асан Рефатов вёл нотную запись памятников устной народной музыки, собирал, фиксировал старинные музыкальные инструменты». Им было собрано свыше 300 народных песен и мелодий, которые вошли в книгу «Къырымтатар йырлары» (Крымскотатарские песни) 1932 г. издания.

В 1926 г. Асан поступил в консерваторию Баку и уехал в Азербайджан. На младших курсах при консерватории он преподавал теорию музыки. Среди его учеников были известные композиторы и музыканты Кара Караев, Тевфик Керимов и др. В 1934 г. А. Рефатов возглавлял Союз композиторов Азербайджана.

В 1935 г. Асан Рефатов возвращается в Крым, где работал преподавателем в Музыкально-театральном техникуме. Несмотря на трудные условия проживания,  он не переставал создавать новые музыкальные произведения. В этот период композитором была написана музыка на пьесу Ю. Болата «Той девам эте» (Свадьба продолжается), создана музыкальная комедия «Насреддин оджа» (Учитель Насреддин), написана «Крымская сюита», обработаны крымскотатарские мелодии, велась работа над оперой «Арзы-къыз» (Девушка Арзы). Однако в 1937 г. Асан Рефатов был обвинён в «буржуазном национализме» и репрессирован, а затем расстрелян.

10 октября 1957 года А. Рефатов посмертно был реабилитирован решением коллегии Верховного Суда СССР.

Выдающийся музыкант и композитор Асан Рефатов внёс огромный вклад в развитие и возрождение крымскотатарской музыки. Он написал около 50-ти произведений, был участником научной экспедиции и зафиксировал более 300 народных песен и мелодий, что явилось большим вкладом в сохранении культурного наследия народа.

Умирают люди, но их произведения продолжают жить. В работе Эльдара Сеитбекирова «Прерванная мелодия жизни композитора Асана Рефатова» приводится цитата исследователя творчества музыканта Эмиля Чалбаша – «Творчество Асана Рефатова многогранно. Если рассматривать отдельно каждую грань, то можно увидеть, что они сложены из бисера и жемчуга, истоки, корни, которых – народное творчество».

Севиля Велиева ,
специалист Музея истории и культуры крымских татар.