Бахчисарай… Древняя крымская земля… Расположенный в одной из живописных долин юго-западного Крыма, своей восточной экзотикой и удивительными памятниками старины город издавна привлекал многих деятелей литературы и искусства.

Первооткрывателем Бахчисарая как поэтической жемчужины среди великих русских поэтов был А.С. Пушкин.

Посещение А.С. Пушкиным Бахчисарая состоялось 7 сентября 1820 года в окружении героя войны 1812г. генерала Н.Н. Раевского и его сына Николая.

«…Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. «К» поэтически описывала мне его, называя «Lafontainedeslarmes»… Я суеверно перекладывал в стихи рассказ молодой женщины…»

«Вошел во дворец увидел я испорченный фонтан; из ржавой железной трубки по каплям падала вода…», – писал он в 1824 году А.А. Дельвигу.

«Средь пышных, опустелых зал» на Пушкина нахлынули воспоминания о драматической легенде безутешного хана, который в память о любви к прекрасной княжне, погибшей в его гареме, «воздвигнул мраморный фонтан».

Взволнованный этим преданьем о любви и смерти поэт возложил к фонтану слез «два пышных цветка».

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы…

Всемирно известный Бахчисарайский фонтан («Слез») до настоящего времени находится в поле зрения исследователей как источник легенд и поэтического вдохновения.

Мавзолея, с которым связана легенда о «любви отверженной и вечной», Пушкин, по-видимому, не видел.

«Что касается до памятника ханской любовницы, о которой говорит М., я об нем не вспомнил, когда писал свою поэму, а то бы непременно им воспользовался…»

Кто же эта загадочная «К», которая поведала Пушкину легенду о романтической любви хана к невольнице?

За сто с лишним лет десятки ученых пушкинистов П.И. Бартенев, А.И. Незеленов, В.П. Казарин и многие другие, исследуя расшифровку этой незнакомки, называют «девять современниц поэта, в качестве возможных вдохновительниц «Бахчисарайского фонтана» и объектов любви его автора».

Хан Сарай не оставил в памяти поэта ярких впечатлений.

«Я обошел дворец с большой досадою на небрежение, в котором он истлевает…NN почти насильно повел меня в развалины гарема…,» – писал он в 1824 году А.А. Дельвигу.

Поэт сообщает и о ремонте дворца 1783-1787г.г., проведенным Г.А. Потемкиным к приезду в Бахчисарай Екатерины II, отметив «полуевропейские переделки некоторых комнат…»

Имеются сведения об интересе поэта к памятнику мусульманской культовой архитектуры XVI-XVIIIвв. – Ханскому кладбищу.

Пушкин ограничился лишь осмотром главного корпуса дворца:

«В Бахчисарай приехал я больной…, не тем в то время сердце полно было: лихорадка мучила меня…»

Запомнился Пушкину и ночной Бахчисарай, с его неповторимыми красками, звуками, запахами…

Вспоминая с тоской «прекрасные брега Тавриды» и экзотический Бахчисарай, в 1824 году поэт писал А.А. Дельвигу:

«Растолкуй мне теперь, почему полуденный берег и Бахчисарай имеют для меня прелесть неизъяснимую? Отчего так сильно во мне желание вновь посетить места, оставленные мною с таким равнодушием?…»

Проникновенные пушкинские строки романтической поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1821-1823) и стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца» (1824) обогатили мировую культуру сюжетами, вошедшими во все виды искусства.

Волшебство пленительного «Фонтана» утвердилось в творчестве широко известных художников ХIХ–ХХ веков, иллюстрировавших гениальное пушкинское произведение.

Восхитительная пушкинская поэтика вдохновила на выразительные графические листы: С.Ф. Галактионова (1826),  Г.Г. Гагарина (1844), Е.И. Ковригина (1844), Р.К. Жуковского (1845) и многих других. Очарование гениальных пушкинских произведений утвердилось в творчестве русского пейзажиста Н. Г. Чернецова, написавшего акварель «Фонтан слез в Бахчисарайском дворце» (1835), а в год трагической гибели великого поэта братья Никанор и Григорий Чернецовы почтили его память символической картиной «А. С. Пушкин в Бахчисарайском дворце» (1837).

Романтические мотивы пушкинской поэмы воплощены великим русским живописцем, современником поэта, К. П. Брюлловым в одном из его лучших жанровых полотен – «Бахчисарайский фонтан» (1838–1849).

Немеркнущая поэзия А. С. Пушкина, навеянная «полуденным берегом и Бахчисараем», вдохновила композиторов на создание замечательных музыкальных произведений: А.А. Алябьев (замысел оперы, 1830-е), Н.А. Титов (1836), Мехур Леопольд Эвжен (1869) и тд., и драматические спектакли, и вокально-инструментальные циклы «Фонтану Бахчисарайского дворца», и радио- и телевизионные постановки, и балет Б. В. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», который принёс городу поистине всемирную славу.

Не случайно, в культурной жизни Бахчисарайского Ханского дворца стало ежегодной традицией представлять балет Асафьева в постановке Государственного академического музыкального театра Республики Крым.

Воспетый гением русского слова А. С. Пушкиным средневековый уникальный памятник старины и сегодня продолжает восхищать сердца многотысячных благодарных путешественников и зовёт их в этот древний и таинственный Бахчисарай.

 Инна Арбитайло, заведующий
 Художественным музеем ГБУ РК БИКАМЗ

“Бахчисарайский фонтан” БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799—1852)