Предметы традиционных видов домашнего рукоделия крымских татар весьма живописны и декоративны: это великолепные образцы декоративного ткачества, двусторонней вышивки по тонким тканям и шитья золотом по атласу, сукну и бархату.

Рукоделию девочек начинали обучать с раннего возраста, чтобы к замужеству у каждой девушки было готово весьма внушительное приданое, состоявшее из огромного числа тюфяков, подушек, постельных принадлежнойте, полотенец, покрывал и т.п. Как писал доктор исторических наук, антрополог и археолог, этнограф Г. А. Бонч-Осмоловский, «Брачные обряды крымских горных татар поражают своей красочностью и причудливостью». Действительно, по свидетельству этнографов к. 19 – н. 20 века, девушки самостоятельно и с помощью подруг ткали цветные шерстяные килимы, вышивали эвджияр – полотенца для украшения жилища, занавеси и покрывала, намазлыкъ – ковры для молитвы, готовили докъузлыкъ – набор подарков жениху, имевший исключительное значение в свадебных обрядах. В этот набор, состоявший из девяти предметов, входила  одежда (куртка, нательная сорочка), аксессуары (пояс, кисет, футляр для часов, подвязки для носков), подарочные платки. Невеста готовила подарки и членам семьи жениха: мужские пояса и женские головные покрывала марама и шербенты.

Жених также основательно готовился к свадьбе. Г. А. Бонч-Осмоловский отмечает, что в брачном договоре жених обязывался предоставить невесте 20-40 турецких золотых монет, которые в последующем жена носила на груди в виде украшения герданлыкъ, пару золотых серег купе, серебряный пояс учбаш-къушакъ, три атласных праздничных платья антер, беличью шубку тончыкъ, три-четрые шелковых шали, иногда – занавесь и покрывало невесты дуак, медную посуду, тюфяки и одеяла.

В день свадьбы невеста была самой нарядной, была одета в традиционное красное атласное или бархатное платье и фес с золотной вышивкой, на который набрасывала легкое расшитое покрывало шербенты. Дуак –бархатная занавесь, скрывавшая невесту от взгляда посторонних, также богато украшалась золотной вышивкой. Все ювелирные украшения, подаренные женихом, невеста надевала в день свадьбы.

Свадебные церемонии проходили в домах жениха и невесты обычно несколько дней, сопровождались музыкой и угощеньем, ритуальными церемониями бритья и «ночью хны». Обязательно в каждом доме в лучшей комнате демонстрировались взаимные подарки. К докъузлыкъ было приковано особое внимание, т.к. предметы, выполненные с особой тщательностью, свидетельствовали о мастерстве и высоком художественном вкусе невесты.

Сегодня нам остается лишь рисовать в собственном воображении красочные картинки старинной крымскотатарской свадьбы, глядя на единичные предметы этого красивого обряда, сохранившиеся в Бахчисарайском заповеднике. Детали одежды, аксессуары и полотенца для украшения дома, датируемые к. 18 – н. 20 века, поражают мастерством и тонкостью исполнения и вдохновляют современных рукодельниц.

На нашей выставке «Сокровища Крыма», проходившей в Музее Пушечного двора Казанского Кремля в декабре 2014 года, были представлены атрибуты свадебного обряда крымских татар: свадебное платье, украшенные шитьем манжеты, кисеты, головные уборы, полотенца, ювелирные украшения. Великолепное открытие выставки, сопровождавшееся видео инсталляцией, национальной музыкой и колоритным показом этнической коллекции одежды, вдохновило членов детской студии анимации «Ура», которая на постоянной основе занимается при Музее Пушечного двора, на создание мультфильма «Крымская свадьба». Дети постарались рассказать о самом красивом и волшебном обряде крымскотатарской свадьбы.

Для просмотра нажмите на картинку

В статье использованы ссылки на материалы из соц. сети ВКонтакте.
Сафие Абдураманова, научный сотрудник МИККТ
 ГБУ РК БИКАМЗ