Кружева – это украшение одежды и тканей, известное с глубокой древности. В золотоордынских могильниках (XIV в., захоронения в Поволжье) исследователи археологического текстиля обнаруживали плетеные сетки из шелка, волоченого золота, золотных нитей и пр. такие сетки были как самостоятельным изделием (платки и шали), так и украшением одежды.

По технике исполнения кружева бывают плетеные, вязаные, шитые, узелковые. Существует множество видов кружев, ставших визитной карточкой того или иного региона. Фламандское плетеное кружево зародилось в XV веке, выполнялось с помощью деревянных коклюшек из тончайших нитей, отличалось особым изяществом. Разновидность фламандского – вязаное брюггское кружево – более плотное, выполнялось с помощью крючка, использовалось для украшения скатертей, гардин, постельного белья. Вологодское кружево (с XVI в.) также плели с помощью коклюшек, в основном из плотных льняных нитей, с XVII в. стали применять и золотные нити.

Кружево, зародившееся на острове Тенерифе, выполняется на специальном каркасе и имеет лучевую форму. «Тенерифе» легло в основу испанского кружева, получившего распространение в XVII в., выполнялось из шелка и металлизированных нитей с помощью иглы. В XIX в. вошло в моду ирландское кружево, выполнявшееся крючком из хлопчатобумажных и льняных нитей. Оно приобрело массовое производство, мотивы вязали даже мужчины и дети, а в полотно кружево собирали девушки (считалось, что у женщин более тонкий вкус).

Не менее привлекательно турецкое игольное кружево «ойя», истоком которого было фригийское кружево (XII в.), выполнявшееся из цветных тонких хлопковых и шелковых ниток. Объемные цветочные мотивы такого кружева объединяли в гирлянды и украшали края женских головных покрывал, кисетов, сумочек, полотенец. Интересно, что в мотивы этого кружева были весьма символичны. «Языком цветов» владела каждая женщина, надевавшая головное покрывало с тем или иным орнаментом. Так, красный перец по краю покрывала означал, что у женщины несчастливый брак, розовые бутоны – что девушка готовится к браку и т.д.

Изучая экспонаты из фондов Бахчисарайского заповедника, мы убедились, что у крымских татар также было развито кружевоплетение. Об этом говорит то, что в 1925 году на Международной кустарно-промышленной выставке в Париже именно кружева были отмечены бронзовой медалью и дипломом III степени. К сожалению, мы не можем точно сказать, какой вид кружева был наиболее распространен среди рукодельниц. Но, анализируя украшения платков, полотенец, попон, покрывал, аксессуаров конца XIX – начала XX в., отметим: наиболее распространены вязаные крючком кружева из хлопчатобумажной, льняной и золотной нити на аксессуарах, подарочных платках, ритуальных полотенцах. На бытовых полотенцах чаще встречается плетеная из нитей полотна кайма, а также вязаные крючком узкие кружева. Значительно реже предметы украшены цветным игольным кружевом.

В фондах Бахчисарайского заповедника хранится ряд негативов, на которых зафиксированы вязаные крючком кружева. Эти изделия являлись частью коллекции Дворца-музея и, возможно, частью коллекции, побывавшей в Париже в 1925 году.

Сафие Абдураманова,
научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ