Предметы материальной культуры крымских татар – ценные источники по истории ремесла, орнамента, моды и пр. Бахчисарайский музей-заповедник – один из главных в Крыму хранителей богатого культурного наследия народа. Его фонды систематически пополняются новыми экспонатами из археологических раскопок, благодаря поисковой работе сотрудников, а также посредством безвозмездных дарений.

IMG-ad1dab7d8a2a038409324a116e1d327e-VТак, в конце лета произошло знакомство с Адиевой Алиме, которая прилетела к родственникам в Бахчисарай из Мельбурна и передала в музей два полотенца «къыбрыз». Алиме рассказала, что в Мельбурне познакомилась с некоей Татьяной Мадатовой, которая связывает свои родственные корни со знаменитым Валерианом Григорьевичем Мадатовым (Рустам Мадатян, 1782 – 1829, князь, генерал-лейтенант русской армии армянского происхождения). Татьяне полотенца достались по наследству от матери, которая преподавала немецкий язык в царской семье в Воронцовском дворце. Крымские татарки из окрестных сел приносили свои работы во дворец и продавали, а женщина покупала и коллекционировала изделия ручной работы. В разгар революционных событий она покинула Россию, уехала в Сербию, чуть позже – в Австралию. После ее смерти (женщине

было 92 года) дочь Татьяна разбирала вещи и наткнулась на полотенца, которые мать хранила как память о Крыме, и решила привезти их на родину.

Полотенца «къыбрыз» конца 19 – начала 20 века работы южнобережных мастериц выполнены из хлопка и льна, окрашенных натуральными красителями, в техниках «атма» (центральная часть),Безымянный-1 «атма ёлакъ» (простые полосы) и «атма къыбрыз» (узорные полосы на концах).

Безымянный-1Декоративная часть на концах первого полотенца представляет собой чередование трех полосатых и двух узорных «лент». Цвета: красный, оранжевый, бурый (вероятно, выцветший черный). Узорная часть – чередование красного и белого мотива «деве бойну» («шея верблюда»). Характерная особенность узорной полосы – техника ткачества «атма къыбрыз», которая образует между нитями разных цветов вертикальные отверстия «чильтер». Элементы вытканы в две нити, в отличие от гладкого полотна, что придает орнаменту характерную выразительность и толщину. Концы полотенца окантованы вручную простым швом. Нити основы и утка – хлопчатобумажные, различной скрутки.

Декоративная часть на конце второго полотенца представляет собой чередование трех узорных «лент» (две узкие и одна широкая), окантованных простыми узкими черно-красными полосками. Цвета: красный, оранжевый, темно-серый (вероятно, выцветший черный). Узкие полосы орнамента составлены из ряда, чередующегося по трем цветам (красный, белый, оранжевый) элемента «къабакъ урлугъы» («семечко тыквы»). Широкая центральная полоса состоит из вертикальных элементов «къошма бакълава» («сдвоенная пахлава») трех типов: гладких однотонных, с элементом «къабакъ урлугъы» («семечко тыквы») в центре, с ромбиком и элементом «гогерджын тырнагъы» в центре.

Безымянный-1Нить основы хлопчатобумажная, тонкая. Уточная нить толстая, в центральной части из неокрашенного льна, в узорной части из окрашенного хлопка. Концы полотенца окантованыБезымянный-1 вручную простым швом. Сохранилась центральная часть и один узорный конец полотенца.

Два полотенца проделали путешествие вокруг света, растянувшееся на сто лет, и вернулись в Крым, пополнив бахчисарайскую коллекцию. Хотим выразить благодарность Татьяне Мадатовой за такой ценный подарок и трепетное отношение к культурному наследию крымских татар. Предметы займут достойное место в экспозиции Бахчисарайского музея-заповедника.

Старший научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ,

Абдураманова С. Н.