Как известно, в конце XIX века в Крыму возникло педагогическое движение, которое в корне изменило систему образования крымских татар и большинства тюркских народов, населявших Российскую империю. Оно вошло в историю как джадидизм – культурно-реформаторское и общественно-политическое движение мусульман Поволжья, Крыма и Средней Азии. В переводе с арабского языка «усуль джадид» означает «новый метод». При участии Исмаила бея Гаспринского (1851–1914) – известного общетюркского просветителя, джадидская реформа началась с начальной школы.

Учебник по математике, изданный И. Гаспринским в 1907 г.Первая новометодная школа Крыма открыла свои двери для учащихся в январе 1884 года в Бахчисарае, в квартале «Къайтаз агъа». Число первых учеников составило 12 человек, затем их количество увеличилось до 30. В открывшемся мектебе на основе фонетического, то есть «звукового метода», преподавалась татарская и арабская грамота. Изучались письмо, чтение, правила веры и некоторые светские дисциплины: арифметика, русский язык, география и история. Курс обучения был рассчитан на два года. В школу принимались дети 7-летнего возраста. Мектеб находился под контролем муэдзина Махмуда эфенди. Преподавать в школе начал сам И. Гаспринский, который впервые использовал свой знаменитый учебник «Ходжа-и субъян» (Учитель детей) как учебное пособие.«Ходжа-и субъян» (Учитель детей), 1910 г.

Нововведения были встречены общим недоверием, «даже с недоброжелательством, так что с трудом можно было найти до десятка желающих учиться», – пишет И. Гаспринский. Но вскоре, благодаря быстрым положительным результатам «новый метод и новые училищные порядки завоевали себе доверие».

Достоинство и эффективность школ нового типа не подлежали сомнению, поскольку обучение в начальной школе уменьшилось с пяти до двух лет, длительность уроков – от 7–8 часов до 4-х часов в день. Помимо этого, И. Гаспринским были применены и другие учебные нововведения: определялось

время приема детей в школу; началось формирование классов; расписания, учебных планов; вводились такие понятия как учебный год, каникулы, урок.

По мере того, как весть о школе распространялась, муллы с Кавказа, волжских регионов приезжали в Бахчисарай с тем, чтобы обучиться новому методу, затем возвращались к себе на родину и открывали собственные школы. В 1916 году в Российской империи существовало уже более пяти тысяч преобразованных джадидских школ, основанных на новом методе: они были в каждом мусульманском городе, на Средней Волге, на Кавказе, Туркестане и в казахских степях. А вскоре, начавшаяся в Крыму джадидская реформа распространилась и на территории далекой Индии, Турции и Персии.

Сеитмеметова Сельвина Алиевна,

младший научный сотрудник Мемориального музея Исмаила Гаспринского (ГБУ РК БИКАМЗ).