Арабеска или ислими как один из трех типов мусульманского орнамента (гирих и каллиграфия) играет важную роль в мусульманском искусстве. Представляя собой непрерывную извивающуюся виноградную лозу, арабеска составляет сложный кружевной узор из завитков, листочков, разнообразных цветов, бутонов и плодов. Одним из часто изображаемых мотивов арабески является тюльпан, ставший символом Османов.

Фрагмент росписи Золотого фонтана

Существует несколько легенд о происхождении тюльпана. По одной из версий,  слово «тюльпан» произошло от персидского «дюльбенд» или тюрбан,  на который в качестве украшения прикалывали изысканный цветок. Само растение  также имеет персидское происхождение, откуда в качестве подношений султанам попало во дворец Топкапы и стало излюбленным в Османской империи. Необходимо отметить, что мраморные надгробия крымских ханов увенчивает чалма, на которой изредка встречается цветок тюльпана или розы.

Известно, что тюльпаны в Топкапы культивировали и коллекционировали. Турецких султанов изображали на миниатюрах в садах среди тюльпанов. В Европу тюльпан попал с помощью хитрости австро-венгерского посла ко двору Сулеймана Великолепного, и вскоре этот цветок стал ассоциироваться уже с Голландией, которая занялась массовым экспортом цветов и луковиц по всему миру.

В исламе тюльпан является символом Аллаха, поскольку в арабской графике имеет похожее начертание, состоит из одинаковых букв. Зачастую изображением тюльпана каллиграфы заменяли слово «Аллах», либо изображали цветок рядом со словом. Острые лепестки тюльпана символизируют языки пламени, через которые проявил себя Аллах в беседе с пророком Мусой на горе Синай (Коран, 20:11).

О великолепных душистых растениях и цветах ханского сада Ашлама в середине 17 века писал турецкий путешественник Эвлия Челеби:

«…Тысячи видов цветов с превосходным запахом, присланные в подарок ханам, наполняют нос ароматом. Особенно замечательны луковицы анатолийского спиканарда, подобные мускусу Рума, и саженцы трабзонской гвоздики, стамбульский золотой тюльпан «Монла Челеби», тюльпан «Чилли Хаджи», тюльпан «Кягытхане», различные красные пионы, истанкойский гиацинт, и много сотен тысяч видов луковиц цветов, приходящих в подарок, красуются в этом саду».

Орнаментика Ханского дворца тяготеет к турецкому типу орнамента, которому присуще натуральное, реальное изображение растительности, хотя здесь возможно увидеть и иранский тип с характерной для него максимальной стилизацией и отходом от природных форм.

В архитектурных деталях и внутренней отделке Ханского дворца взгляд улавливает мотив тюльпана в различных его проявлениях. Цветок здесь выступает и как отдельная форма, и как составная композиции: вазона, древа, растительной ветки. Кроме того, материал диктует и манеру изображения цветка. Так, в резьбе по камню и мрамору на надгробиях тюльпан абсолютно узнаваем, имеет ствол, листья, бутон. В резьбе по дереву и росписи по штукатурке тюльпан более декоративен, редко изображается с веточкой и листьями. В вышивке и филиграни – стилизован, а в ткачестве имеет четкую геометрию, диктуемую технологическими особенностями. Кстати, в вышивальной символике тюльпан олицетворяет мужской образ.

Отдельно необходимо упомянуть об изобразительной традиции на ханских и султанских грамотах, тугры и цветочно-растительные изображения которых великолепны.

Сафие Абдураманова, научный сотрудник
Музея истории и культуры крымских татар ГБУ РК БИКАМЗ

Тюльпаны в изразцах, мраморе, дереве, вышивке, ткачестве, филиграни. Из коллекции Бахчисарайского музея-заповедника

Тюльпаны в изразцах, мраморе, дереве, вышивке, ткачестве, филиграни. Из коллекции Бахчисарайского музея-заповедника

Тюльпаны в изразцах, мраморе, дереве, вышивке, ткачестве, филиграни. Из коллекции Бахчисарайского музея-заповедника