Традиционные свадебные обряды крымских татар – это целая вереница красочных и богатых на события мероприятий, которые проходили в доме жениха и невесты и длились от трех до семи дней: все зависело от состоятельности семей. Безусловно, в разных районах и даже сёлах Крыма существовали свои особенности и отличия, но подготовка взаимных свадебных подарков невесты и жениха была очень важным и незыблемым правилом для всех.

IMG_20170924_103046_HDRС детства девочек в семье обучали ткачеству и вышивке. Девушки активно готовили многочисленное приданое как самостоятельно, так и с помощью подруг: долгими зимними вечерами собирались в одном доме и, угощаясь сладостями, напевая народные песни, вышивали золотом и шелками многочисленные полотенца, платки, предметы одежды и интерьера. Необходимо было также подготовить подарки родителям и родственникам будущего супруга. Как отмечали исследователи конца XIX – начала XX вв., подготовка к свадьбе занимала большой промежуток времени с момента сватовства, т.к. следовало собрать очень много средств для покупки/постройки и обстановки дома, проведения свадебных мероприятий, подарков, выплаты мехр (мехр – согласно Шариату, сумма денег, назначаемая родителями невесты и являющаяся неотъемлемым ее имуществом и гарантией безбедного существования в случае расторжения брака, смерти супруга и т.п.). Г. А. Бонч-Осмоловский называет эту сумму «калым», но отмечает, что это вовсе не плата за невесту. У крымских татар это совершенно по-другому: «Калым распадается на две части: во-первых, нахт, сумма, на которую отец невесты покупает все приданое…Наиболее часто в брачных договорах можно встретить следующий список предметов:

– 20-40 турецких золотых монет, стоимостью полтора рубля каждая, которые замужние женщины носят при праздничных нарядах на груди в виде ожерелья герданлых или бойнасты, или нашитыми на шапочку фес. Если жених не может их почему-то приобрести до свадьбы, то в виде гарантии последующей уплаты он закладывает у тестя свою землю;

– пара золотых серег купе;

– серебряный пояс учбаш-кушак или новейшая его форма гумуш-кушак;

– три женских праздничных платья – атлас-антер или баш-антер (у бедных допускается одно);

– беличья шубка тончук;

– 3-4 шелковых или шерстяных шали;

– занавесь перде или головной убор невесты дуак (последнее только в Бахчисарайском районе);

– набор необходимой для хозяйства медной посуды;

– несколько матрасов и одеял».

Вторая часть денег, называемая мегер-муэджель, обговаривалась в брачном договоре  и являлась долгом мужа жене в случае развода.Ханский дворец

Считалось, что жениху выгодно сделать богатые подарки невесте, т.к. все это возвратится в его дом, дополнившись приданым невесты. Кроме одежды и украшений, жених должен был подготовить и комплект со съестными припасами, среди которых могли быть пилав из говядины и риса, ботха (каша) из пшена и говядины, катлама (слоеные лепешки) жареные в масле, чебурек, чильтери – тонкие узорные лепешки из пресного теста, кавурма (жареная баранина), яйца, масло и пр. Все припасы для празднования складывали в короб, пересыпали обильно изюмом, черносливом, яблоками, орехами. Обязательно добавляли туалетные средства – пряную гвоздику и белую смолу сакыз, которые невесты все время жевали для белизны зубов и гигиены полости рта.

Приданое зажиточных брачующихся отличалось богатством и количеством предметов. Интересные сведения находим у Татьяны Пассек, супруги русского писателя и этнографа Вадима Пассека. Она была приглашена на смотрины приданого в дом одного из татарских князей, помолвленных с княжной Ширинской:

 Ханский дворец«Принесли два большие, окованные железом сундука и раскрыли прежде с подарками княжны Ширинской. Большая часть из них состояла из работ невесты: множество платков и полотенец, вышитых золотом и шелками, разноцветные кушаки из серпянки и шелковые, вышитые золотом и серебром, константинопольские сырцовые сорочки, обшитые шелком и кружевом, кисеты для табака, чехлы для мундштуков, шитые кисейные шали и богатые халаты.

В другом сундуке хранились подарки от молодого мурзы: парчовые и шелковые энтери, бархат для салта марка, дукаты, нашитые на черном узком бархате, которые необходимо должен дарить каждый жених своей невесте. Тут же были вышитые золотом терлики, шелковые платки и сафьянный ящичек с богатыми серьгами, браслетами и запонкой лучшей петербургской работы» (1840 г).

В приданом невесты особое место занимали подарки жениху, которые называли докъузлыкъ от «докъуз» «девять»: набор состоял из девяти предметов одежды и аксессуаров, выполненных особо тщательно самой невестой. Предметы связывали в богато расшитый платок, называемый бохча, и преподносили сватам со стороны жениха. Невеста также получала подарки от жениха. В домах будущих супругов собирались родственницы и тщательно рассматривали подарки, оценивали мастерство молодой жены.

Интересно, что в разных районах Крыма набор отличался по составу. По сведениям Г. Бонч-Осмоловского, в Ускуте это были: мужская сорочка, кальсоны, верхняя одежда кафтан, платок явлук, полотенце марама (?), кисет кисе, футляр для часов саат-хан, подвязки для носков чорап-бав, носки чорап. В Ай-Серезе вместо кафтана дарили мужские штаны шальвар, в Капсихоре – суконное пальто с капюшоном узун-чекмен. В Бахчисарае докъузлыкъ даже называли по-другому – киев-чамашир (одежда жениха) и дополняли, кроме всего указанного, обрядовыми большими расшитыми золотом кисетами и платками емен-явлук и едек-явлук, применяемыми в обряде крашения рук хной.

Усеин Боданинский об изменениях в традициях писал:

«Под влиянием Октябрьской революции быт татар и их потребности стали резко меняться, примерно: раньше к свадьбе готовилось приданое в виде комплекта кованой медной посуды, обуви, женских ювелирных украшений, вышивок, платья, белья из домотканого холста, ковров, войлока и проч. Теперь же – под влиянием советизации быта, татарская свадьба происходит без всяких декоративных частей и без строгого соблюдения традиционных обычаев, просто в ЗАГСе. Современной татарке-девице не нужно дорогостоящее приданое, да и нет средств его приобретать. В деревнях Крыма редко теперь происходят свадьбы по старым обрядам, если и происходят, то значительно упрощенным методом».sokrkry01

Необходимо отметить, что свадебные традиции у крымских татар в нынешнее время переживают период возрождения. Большой интерес проявляют пары к традиционным праздничным костюмам и собственно предсвадебным церемониям: сватовству, обрядам бритья и крашения рук хной, обмену подарками. Многие невесты проходят обучение традиционным видам золотного шитья, чтобы собственноручно подготовить часть подарков жениху. Несомненно, возрождение свадебных церемоний обогащает духовно и воспитывает будущие семьи в национальных традициях.

Познакомиться с разнообразными предметами докъузлыкъ и обстановкой свадебной комнаты невесты можно в экспозиции «Свадебный обряд крымских татар XIX – начала XX вв.», расположенной в Свитском корпусе Ханского дворца.

Н.с. МИККТ

Сафие Абдураманова