О существовании в Крыму крупных гончарных центров по производству черепицы, водопроводных труб, плинфы, глазурованных плиток, курительных трубок, посуды и пр. нам известно благодаря обширным 2археологическим исследованиям. Но если археологическую керамику мы можем видеть в коллекциях музеев, то похвастаться богатой коллекцией столовой керамической посуды крымских татар, к сожалению, мы не можем. Одна из причин – депортация, нанесшая невосполнимый урон материальному наследию народа, как следствие, хрупкая керамическая посуда сохранялась в единичных случаях и крайне редко попадала в музеи.

О производстве керамической посуды в Крыму эпизодически упоминали путешественники и исследователи 19 – н. 20 вв. Отрывочные сведения оставил в конце 18 в. (1793 г.) Петр Паллас, насчитавший четыре гончарные лавки-мастерские в Бахчисарае. Густав Радде (1855-56 гг.) отмечал, что больше всего глиняных кувшинов изготавливают и обжигают в Карасубазаре. Примечательно, что он кратко описал их форму: узкое брюшко, длинное, прямое горло. Павел Сумароков писал, что крымские татары предпочитают медно-луженую посуду, а вот глиняную и деревянную имеют небогатые люди.

О традиционных формах, материалах и декорировании нам, к сожалению, почти ничего не известно. Сохранившиеся музейные образцы, в основном, это объемные кувшины с коротким носиком и ручкой, частично покрытые глазурью цвета охры и зелени, получаемой с добавлением оксидов хрома, меди, железа.

На наш взгляд, глиняная посуда использовалась преимущественно для хранения продуктов (ведь богато декорированных образцов из меди и бронзы встречается значительно больше), а, следовательно, имела простые формы и минимум декора. Кувшины с узким горлом для хранения жидкостей (вода, молоко, бекмез, масло) покрывались глазурью зеленого или3 горчично-желтого цвета.

Мастера добивались эффекта термоса, нанеся глазурь полностью внутри и частично снаружи (на верхние 3/4 поверхности, нижняя 1/4 оставалась без покрытия). Если смочить или погрузить во влажный песок неглазурованную часть, пористая глина впитывала воду и «дышала» через микропоры, 4охлаждалась, и содержимое сосуда не портилось.

В начале 20 в. все народные ремесла находились в упадочном состоянии и нуждались в срочной реабилитации, о чем писали некоторые исследователи. П. Чепурина отмечала: «Необходимо вплотную взяться не только за вышивку и ткачество, но и за правильную постановку майоликового производства и филигранного дела. Возрождением майоликового дела взялся с 1924 года Крымкоопинсоюз. Дошедшие до нас образцы 18 века, находящиеся в музеях Крыма Симферополь, Бахчисарай, Ялта), нам говорят о высокой степени развития гончарно-майоликового производства. Правильные чисто восточные формы, прекрасный колорит полива, применение раскраски от руки указывают на весьма высокий уровень развития этого производства. Всесоюзная торговая палата намечает в 1937 году демонстрировать кустарно-художественную продукцию крымских артелей (ткачество, вышивка и пр.) на Международной парижской выставке, на которой СССР по постановлению СНК СССР принимает участие. В целях лучшей подготовки материалов для экспозиции на парижскую выставку 1937 года необходимо принять следующие меры:

<…> 5. Установить художественный контроль над керамическим заводом артели «Илери» в Бахчисарае, с требованием упора на чистоту национальных форм».5

Из документов Государственного архива Республики Крым нам известно, что в 1930 г. в Бахчисарае была основана Артель им. 1 мая (ул. Ленина, 63) по добыче кила и производству гончарных изделий, на станции Сюрень артель «Кизил-кирамитчи по производству кирпича и 6татарской черепицы, а в 1928 – производственно-торговая артель «Илери» (ул. Ленина, 137) по изготовлению трикотажа, сукна, гончарных и кондитерских изделий.

Какую глину и глазури использовали, кто разрабатывал формы и украшения, куда и кому продавали посуду – об этом, к сожалению, почти нет сведений. Нам, современным исследователям, сегодня остается лишь тщательно изучать уникальную фотографию 1940 г. из Российского государственного архива кинофотодокументов, на которой запечатлена сотрудница артели Ф. Сайдаматова, разрисовывающая кувшин. Рядом с ней на подоконнике стоят уже расписанные и готовые к обжигу кувшины традиционных форм «сурахи», «бардах», «куза», вазы для цветов, миски.

Благодаря нескольким кувшинам и вазам из Бахчисарайского музея-заповедника и других музеев Крыма, нам известно, что на продукции обязательно ставили клеймо артели «Илери» и зачастую на тулове писали слово «Крым». Судя по почерку, это был один и тот же художник. Анализируя немногочисленные образцы, мы имеем возможность увидеть используемые технологии: сосуды покрывали ангобом, штихелем процарапывали контуры рисунка, который потом заливали цветным ангобом или глазурью, и далее целиком – прозрачной глазурью. Самое примечательное в керамике этой артели – это роспись, а именно – орнаменты, прообразами которых стали декоративные вышивки крымских татар. Благодаря широкому спектру применяемых цветных эмалей и глазурей, художники передавали не только старательно срисованную композицию, но и цветовую гамму вышитых7 образцов. Конечно, такое декорирование было нехарактерно для старинной керамики. Но перенос вышитых орнаментов на посуду – это безусловный прогресс в развитии гончарного производства того периода времени. Ориентация была по двум направлениям: необходимость возрождения этого ремесла и туристический спрос на сувенирную продукцию национального характера. Это был удачный эксперимент.

8Благодаря повышенному интересу к керамике артели «Илери» среди коллекционеров, который наблюдается на сегодняшний день, мы имеем возможность увидеть некоторые единичные образцы. Орнаменты легко узнаваемы и соотносятся с узорами на вышитых полотенцах, хранящихся в музеях Крыма. Кроме того, большой пласт информации сегодня мы находим на электронной площадке Госкаталог.ру (Государственный каталог музейного фонда Российской Федерации https://goskatalog.ru/), куда ежедневно каждый музей Российской Федерации вносит данные о своих собраниях. Так, на странице Российского этнографического музея мы встретили вазу КП 8761-15116 (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=14296993) со знакомой нам уже надписью «Крым» и типичным вышивальным орнаментом, предмет можно с уверенностью отнести к артели «Илери». Коллекция продукции артели хранится в фондах Центрального музея Тавриды в г. Симферополе.

Еще более неожиданными становятся находки продукции артели «Илери» на интернет-аукционах предметов антиквариата. К сожалению, такие предметы не доступны ни исследователям, ни широкому кругу зрителей, однако зафиксировать их существование, выявить новые формы и декоративное оформление мы имеем возможность.9

 Ст.н.с. Абдураманова С. Н.

В статье использованы иллюстрации с сайта https://goskatalog.ru/, Российского государственного архива кинофотодокументов (арх. № 0-43804), ЦМТ, РЭМ, интернет-аукционов, частных коллекций.

 

По материалам:

  1. Государственный архив Республики Крым.
  2. Боданинский, У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму / У. А. Боданинский // Реконструкция народного хозяйства в Крыму. – Вып. 2. – Симферополь, 1930. – 31 с.
  3. Радде Г.  Крымские татары. – К. : Издательский дом «Стилос» – 2008. – 112 с.  
  4. Чепурина П. Я. О бытовом искусстве крымских народов. – Социалистическая экономика и культура Крыма, 1936 г., № 5, с. 83 – 85.
  5. Чепурина П. Я. Орнаментное шитье Крыма. – М. – Л., 1938. – 75 с.