Стефан – головное украшение. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Стефан – головное украшение. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

В книге поступлений музея-заповедника говорится еще об одном редком виде головного украшения – стефан. У. Боданинский так описывал этот предмет: «Стпан (особенности диалектического произношения) – украшение, заменяющее головной убор женщины» [9, л. 301-302]. Подобные головные украшения были известны еще в Древней Греции, они богато украшались драгоценными камнями и по форме напоминали венец. Сведения о бытовании стефана в Крыму даны в судебных книгах и датированы XVII в. Стефан, сохранившийся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника, выполнен из красного бархата, богато украшен жемчугом, пятнадцатью серебряными поясками, на которых – вставки из цветных камней (?). Как отмечалось ранее, ювелирные изделия – соргуч и стефан – представляют группу украшений, популярных среди представителей ханской семьи и крымской знати. В конце XVIII в. в Крыму церемониальные украшения стали большой редкостью. В основном ювелирная палитра рассматриваемого периода представлена простыми и более скромными изделиями.

Проанализируем ювелирные изделия, относящиеся к группе редких, исчезающих. Это излюбленные головные украшения крымских модниц: сач къасиде, баш-алтын, зилиф-аскъы. Баш-алтын – налобное украшение в виде тонкой металлической ленты, состоящей из ряда звеньев различной формы или пластин с рельефным орнаментом, к которым крепились круглые, каплевидные, спиралевидные подвески.

Замужние крымские татарки на виски, ниже баш-алтын подвешивали зилиф-аскъы – височные украшения, которыми украшали локоны. Локоны подстригались после свадьбы. Этот вид украшений был особенно популярен средижительниц Южного берега Крыма. Височные украшения изготавливались из золота, серебра и др. металлов в форме декоративных пластинок с подвесками (в виде монет, пластинок с подвесками), инкрустировались камнями.

Зилиф-аскъы – височное украшение. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Записи из дневника У. Боданинского, 1926 г. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Записи из дневника У. Боданинского, 1926 г. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

 То, как носили подобные украшения, описывал и зарисовывал в своих дневниках У. Боданинский. Он отмечал, что молодые незамужние девушки носили шапочку фес, поверх которой набрасывали головное покрывало. Налобные и височные украшения были позволительны лишь замужним женщинам до сорока лет. Юные девушки и женщины заплетали тонкие косички. Переднюю часть волос женщины намазывали душистым мылом, а жительницы Бахчисарая – сахаром, для того, чтобы они были более послушными и легко укладывались, а также к ним можно было легко прикрепить височные украшения. На лобную часть завязывали баш алтын, которое крепилось с помощью тесемок на затылке, концы прятались под косичками. Поверх налобного украшения накидывали буркенчик – вид головного покрывала из тонкой ткани белого, кремового или зеленого цвета, отделанного кружевом.

Распространённым женским головным украшением-оберегом были сач-къасиде. Они представляли собой прямоугольные или плоские треугольные коробочки с филигранным или чернёным узором, которые подвешивались с помощью цепочки и крепились металлизированными плетёными нитями к волосам. Внутрь подобных оберегов вкладывали написанные молитвы. Упоминание о них встречаем у краеведа Х. А. Монастырлы: «Те у кого волосы длинные, для предохранения от завистливого и дурного глаза, к оконечностям средних кос прикрепляют красиво отделанную ладанку со священной молитвой, как талисман благополучия».

Герданлы купе – серьги с цепочкой. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Другим видом редких ювелирных изделий являются герданлы-купе – серьги соединённые между собой цепочками или ожерельем, проходящим под подбородком. В довоенных инвентарныхГерданлы купе – серьги с цепочкой. Крым, XIX в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ. книгах, составленных У. Боданинским, говорится о ногайских серьгах «герданлычлы купе». В работе современного ученого Акчуриной-Муфтиевой Н. М. сказано, что серьги герданлы-купе бытовали не только в степных районах, но и были весьма популярны среди обитательниц восточного побережья Крыма. На сегодняшний день, автором не подтверждена информация о бытовании подобного вида серег в ханский период, не обнаружены также и современные копии.

Лихолетье первой половины ХХ в., сложное экономическое положение привели в упадок традиционный уклад и культуру народов России. Был упразднен крымскотатарский традиционный костюм, а вместе с ним и ювелирные украшения. Часть из них просто вышла из обихода, часть была подчинена новым требованиям моды. Следует отметить, что подобные головные украшения не нашли отражения и в работах современных мастеров.

с.н.с. МИККТ  ГБУ РК БИКАМЗ,

Чубукчиева Л.З.