Продолжение.

Второй тип обуви – сшитый (Группа 2), характеризовался большей сложностью кроя, и разнообразием конструктивных элементов и типов, наличием вшитой подошвы, а также декорированием деталей верха и разноцветной цветовой гаммой. Такая обувь была более прочной и удобной в повседневном использовании, при ее изготовлении использовалась правая и левая колодки.

Фото 1. (1)

Фото 1. Туфли женские. Кожа. Крым, н. ХХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

К группе сшитой обуви можно отнести домашнюю или уличную обувь «папуч» – мягкие сафьяновые тапочки (без задников, состоявшие из союзки – деталь обуви, закрывающая тыльную поверхность стопы и тонкой твердой подошвы без каблука), бытовавшие в Крыму с конца XVIII в. Тапочки часто выкраивались с язычком у подъема, имели в меру тупой или заостренный носок и тонкую ровную подошву. Образцы «папучей» конца XVIII – начала XIX в. имели подошву с каблуком в виде танкетки (сплошной клиновидной подошвы, более высокой в районе пятки, были удобными при ходьбе). «Папучи» были чаще всего красного и желтого цвета, но в ранних вариантах встречались также тапочки коричневого и черного цвета (обычно в мужской обуви), декорировались золотной вышивкой, аппликацией. «Папуч» отличались мягкостью, гибкостью, яркостью цветовой гаммы. Летом тапочки «папуч» женщины и мужчины носили на босую ногу, в холодное время года мужчины (крымские татары Южного берега) обували их на шерстяные носки «чорап» (покрывающие лодыжку и часть икры) или гольфы (покрывающие лодыжку и доходящие до колен). Женщины (южнобережные и предгорные крымские татары) также носили высокие, почти до колен, шерстяные гольфы, но с цветным узором, которые назывались «сырлы чорап» или просто «чорап».

Еще одна разновидность уличной и домашней обуви (Группа 2) – «терлик» сафьяновые полузакрытые туфли на низком ходу, с «язычком» в подъеме, мягкие и комфортные. Верх «терликов» состоял из цельнокроеного носка и союзки, которые соединялись боковыми швами с задником, высота их обычно была чуть ниже лодыжки. Встречаются также «терлик» без задника, состоящие из плоской, толстой, ровной подошвы, женские модели иногда дополнялись невысоким широким каблуком высотой 1,5 см и кожаной тонкой стелькой. Кроме того, женские варианты украшались золотным шитьем,  шелковыми нитками и шнурками, накладной аппликацией. Этот вид обуви в Крыму был достаточно популярным, «терлик» могли быть в желтом, красном, коричневом, черном и других цветах.

Туфли «емени» (йеменские; Группа 2) появились в Крыму в начале XIX в. под влиянием турецкой моды. «Емени» сначала производили в Йемене (государство, расположенное на юге Аравийского полуострова), затем

Фото 2. Туфли женские. Кожа, шитье, золоченая нить. Крым, н. ХIХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Фото 2. Туфли женские. Кожа, шитье, золоченая нить. Крым, н. ХIХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

производство распространилось в Османской империи (центр производства – г. Антеп; современная Юго-Восточная Анатолия, г. Газиантеп). «Емени» также имели толстую подошву, низкий каблук (могли быть без каблука), острый, загнутый вверх носок – «птичий клюв», союзка обычно выкраивалась с «язычком». Красили такие туфли в темные цвета (коричневый и черный). Как и тапочки, женщины и мужчины носили туфли «емени» летом на босу ногу, а в холодное время года обували на «чорап». Они также отличались удобством и универсальностью.

Фото 3. Туфли детские. Кожа, дерево. Крым, ХIХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Фото 3. Туфли детские. Кожа, дерево. Крым, ХIХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Уличная обувь, в которую надевали сапожки «мест», в районах Крыма имела разные названия. Так, например, в южнобережном Крыму она называлась «чызма» и «коревле», в горных районах – «катыр», в степных районах – «аякъап» (Группа 2). Это была глубокая обувь, чаще всего из желтой кожи, на твердой и плотной подошве, с невысоким каблуком на подковке, предположительно, отсюда и получившая название «катыр» (в переводе с турецкого языка – трескучие). Верхняя часть «кьатыр» изготавливалась из более мягкой и эластичной кожи, полностью закрывала тыльную часть ступни и имела невысокий подъем стопы. В начале ХХ в. этот тип обуви обрел черты европейской обуви, для вспомогательного крепления на ноге стали использовать пришивные ремешки «джорме» с пряжкой, и их уже чаще называли «калош».

Еще одним популярным видом обуви, бытовавшим в местной крымскотатарской среде, являлись комбинированные деревянные сандалии (ходули; Группа 3) с кожаным верхом «налын» предназначенные для женщин, реже подобную обувь носили мужчины. В разных районах Крыма данный вид обуви называли по-разному, так например, «налын» в Бахчисарае и в районе, «табылдырыкъ», «табандрыкъ» – в предгорных и степных районах. «Налын» изготавливали в виде сплошной танкетки и платформы в виде двух поперечных досочек-подставок, где высота последних в женских изделиях доходила до 15 см. «Налын» делали из легкого дерева, обычно черного тополя. Сначала под передний и задний конец подошвы крепили деревянные подставки, а потом вырезали подошву, на верхнюю часть которой дополнительно набивали небольшие гвозди, чтобы нога не скользила. К подошве в области подъема ступни с помощью гвоздиков прикрепляли широкий кожаный ремень-перепонку, куда вставлялась нога. Колодки носили на улице в непогоду (чтобы не испачкать верхнюю кожаную обувь и одежду), а также в бане, где «налын» защищали ступни от горячего пола.

Фото 5. (1)

Фото 4. Сапоги мужские. Кожа. Крым, ХIХ в. Фонды ГБУ РК БИКАМЗ.

Среди зажиточного крымскотатарского населения были популярны мужские хромовые, реже – сафьяновые сапоги «чызма» черного, иногда красного цветов (в степных районах; Группа 4), которые шили на твердой рантовой подошве с высоким голенищем (до и выше колен). В начале XIX в. «чызма» делали на невысоких каблуках, остроносыми,  нижняя часть сапог плотно обтягивала стопу, а высокое голенище резко расширялось от лодыжек до середины голени. В конце XIX – начале XX в. сапоги имели твердую рантовую подошву с каблуком, верх изделия состоял из трех деталей (задника, союзки (носок с боковинами кроили вместе) и узкого высокого голенища до колен). Подобная обувь хорошо держала форму, была комфортна в любых погодных условиях.

С конца XIX – в 30-е гг. ХХ вв. в традиционном крымскотатарском костюме и обуви произошли значительные изменения. В этот период на полуострове наряду с традиционной стала распространяться современная обувь фабричного производства. Новые модные тенденции сначала получили отклик среди жителей городов и зажиточного населения. У. Боданинский отмечал, что в 20-е годы ХХ в. на ногах местных жителей появляется дешевая и прочная стандартизованная обувь, вытесняя собой неприспособленные для современной жизни сапожки «мест».

Чубукчиева Л.З., с.н.с МИККТ

ГБУ РК БИКАМЗ