Фото с сайта tavrida-museum.ru

Фото с сайта tavrida-museum.ru

Имя художника Карло Боссоли (Бассоли), итальянца по происхождению, родившегося в Швейцарии, тесно связано с Крымом, ибо здесь и на юге России он прожил более 20 лет. Пятилетним мальчиком будущий художник попал в Россию – его семья переехала в Одессу. Здесь и проявился талант настоящего мастера, который уже в 13 лет работал в мастерской Одесского оперного театра, а в 22-летнем возрасте стал автором альбома с видами Одессы, исполненных по заказу самого М. С. Воронцова – губернатора Новороссийского края и Бессарабии. Надо сказать, что семья последнего сыграла определенную роль в становлении Боссоли-художника, ведь именно Е. К. Воронцова, супруга губернатора, пригласила талантливого рисовальщика в путешествие по Италии, длившееся около года, где у Боссоли появилась возможность не только познакомиться с замечательными художниками, но и изучать школу живописи. И это, безусловно, принесло определенные плоды: в дальнейшем Карло Боссоли проявил себя и как пейзажист, и как маринист, и как баталист.

Наконец, после итальянского вояжа, в 1840 году К. Боссоли прибывает в Крым, в котором провел два года, и который вдохновил его на серию прекрасных гуашных и акварельных рисунков. Живя в Алупке, в семье все тех же Воронцовых, художник исколесил практически весь полуостров. Результатом стал вышедший в типографии одесского издателя Д. Кленова альбом под названием «24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Бассоли в 1842 году».

Хотя и не в полном объеме, но обладает этим раритетом и Бахчисарайский музей-заповедник. 11 литографий из указанного альбома в 1975 году поступили в бахчисарайскую музейную коллекцию из Воронцовского дворца-музея (с 1990 года входит в состав Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника). На семи из них – изображения крымских городов: Бахчисарая, Симферополя, Феодосии, Керчи, Евпатории, Карасубазара (сегодня – город Белогорск) и Судака. Остальные репродукции – это виды деревень и достопримечательностей, таких как Херсонес, Георгиевский монастырь и пр.

Работы Карло Боссоли приковывают взгляд и представляют интерес не только как раритеты и высокохудожественные произведения изобразительного искусства. Их отличительная черта, а точнее, одна из них – всегда удачное использование стаффажа, да и в целом, склонность к бытовому жанру живописи. Рисунки Боссоли и сейчас «живут», и во многом, именно благодаря выписанным автором деталям, таким как изображения оглушительной толчеи восточного базара, неспешных гуляющих в морском порту и в парке, пастухов в ущелье…

Не только современники Карло Боссоли, но и потомки получили возможность увидеть Тавриду внимательными глазами художника, который удивительным образом умел сочетать реалистичность и изящную декоративность.

Оксана Алпашкина,

главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ:

1. Бассоли, Карло. 24 вида Крыма, снятых с натуры и литографированных К. Бассоли в 1842 : [альбом] / [литогр. К. Бассоли]. – Одесса : Литогр. Д. Кленова, б. г. – 24 л. ил.

2. Измаилова А.О. Крымский пейзаж в картинах Карло Боссоли // Таврический научный обозреватель. 2016. №10-2 (15).