На рубеже 1940-1950-х, а также в кон. 1950-х гг. фонды Бахчисарайского музея значительно пополнились за счёт поступлений, сделанных различными музеями СССР. Комитетом по делам искусств РСФСР при Совмине, а позже министерствами культуры издаётся ряд приказов о перераспределении музейных ценностей, в результате чего Бахчисарайский музей получил в общей сложности более 1 000 предметов.

Свой весомый вклад в этот процесс внёс Государственный Русский музей Санкт-Петербурга. Более 100 великолепных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства прибыли в Бахчисарай. Среди них – не просто раритеты, но и предметы, являющиеся по-настоящему уникальными.

Так, в 1947 г. Бахчисарайский музей стал обладателем серии рисунков и гравюр замечательного русского советского живописца и гравёра Павла Шиллинговского (1881-1942 г.) Этот мастер считается ярким представителем неоклассицизма и модерна. Родился в Кишиневе, художественное образование получил в Одесском художественном училище, затем поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Петербурге. Именно гравюра стала ведущим предметом его творчества. Он работал в офорте, ксилографии, линогравюре, литографии, был выдающимся художником книги. Непревзойденным шедевром книжного дизайна в творчестве Шиллинговского является оформление «Одиссеи» Гомера в духе древнегреческой чернофигурной керамики в 1935 г. Он много преподавал, был директором Ленинградского института живописи, архитектуры и скульптуры. Жизнь замечательного художника закончилась трагически – ­в 1942 году он умер от голода в блокадном Ленинграде.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.