На протяжении без малого ста лет существования Бахчисарайского музея были сформированы коллекции, ныне составляющие подлинное богатство истории и культуры народов Крыма, России, Украины, Малой Азии, Кавказа и др.

Четыре года спустя после создания музея в Бахчисарае, в 1921 году, в его коллекции было всего 2 254 предметов. Сегодня структуру музейного собрания составляют более 140 тысяч предметов.

В апреле 1908 г. семья Юсуповых, одна из известнейших княжеских семей России, приобрела имение в татарской деревушке Коккоз (от кр. тат. «Голубой глаз», сегодня с. Соколиное Бахчисарайского района Республики Крым).  Княгиня Зинаида Юсупова пожелала иметь там дом «в местном стиле», и спустя два года был построен дворец, называемый еще Охотничьим домиком. Архитектором был приглашен знаменитый Николай Краснов, который привнёс в стиль своего творения архитектурные мотивы Бахчисарайского Ханского дворца. В «восточном вкусе» были выполнены интерьеры и внутреннее убранство дворца. В этом немалую роль, безусловно, сыграла личность заказчика, род которого происходил от ногайского князя Юсуфа. В 1914 г. Феликс Юсупов-младший сочетался браком с племянницей Николая II, княжной Ириной Романовой, и Охотничий домик был преподнесён невестке в подарок.

Пережив все бурные события начала ХХ в., по окончании Гражданской войны Коккозский дворец стал музеем, и до 1921 г. оставался в ведении совхоза Коккозы, затем некоторое время относился к Главнауке РСФСР. В 1921 г. Крымохрис выносит решение о передаче дворца районному отделу образования в связи с  организацией Восточного музея. Всего в опись экспонатов для будущего музея вошли 312 предметов, подробно описанные хранителем дворца-музея А. Лятиф-Заде: мебель, подушки, картины, скатерти, подсвечники, посуда, мангалы, пепельницы и прочая пышная утварь в восточном стиле.

В 1924 г. Крымохрис начал производить инвентаризацию всего имущества Коккозского дворца  для концентрации в Центральном Музейном фонде. В этом списке, помимо предметов, имеющих музейное значение, подробно описан и хозяйственный инвентарь, а особый интерес представляет сервиз из 37 фаянсовых тарелок с изображением глаза, что, конечно же, объясняется названием имения – Голубой глаз, и деревянный нож для разрезания бумаги, являвшийся подарком царя.

Как пишет в своем дневнике У. Боданинский, «в октябре 1925 г. Коккозский дворец был ликвидирован, имущество и экспонаты переданы во Дворец-музей» В действительности же, из материалов Госфондовой комиссии ясно, что имущество Коккозского дворца-музея было передано для временного хранения Коккозскому сельсовету, после чего производились неоднократные его передвижения в другие учреждения.  Вероятно, не все эти перемещения были должным образом задокументированы, имелись лишь свидетельства очевидцев, утверждавших, что часть предметов оставлена Коккозскому сельсовету, Коккозской татарской школе, передана Херсонесскому музею, Госдрамтеатру и частным лицам.

В Бахчисарайский музей было передано 407 предметов, причём, наряду с предметами, попавшими в музейный фонд, имели место и предметы убранства, быта, которые изначально использовались для оборудования помещений, а позднее за ненадобностью были переданы в другие музеи и учреждения.

Сегодня в фондах Бахчисарайского заповедника учитываются  только 40 предметов из «коккозской» коллекции. Это изделия декоративно-прикладного искусства крымских, турецких, иранских, русских мастеров XVIII — нач. XX вв. Самую многочисленную группу предметов составляет металлическая посуда и утварь, среди которой — изделия иранских и турецких мастеров XVIII в., предметы местного производства XVIII — нач. ХХ вв. Интересен единственный в своем роде в собрании заповедника кальян иранской работы XVIII в., очень сложный по составу материала: ореховое дерево, бирюза, кожа, серебро. Из предметов текстильной группы сохранились две стенные подушки (дивар-ястык), изготовленные в Турции в XVIII в. К сожалению, сохранность предметов очень плохая, но и она показывает: художественные  качества вышивки так высоки, что её смело можно приравнять к изобразительному искусству. Для подушек использована шелковая ткань в качестве основы, вышивка шелковыми нитями в технике «каснак», или тамбурный шов. Из предметов группы «оружие» в коллекции представлены два предмета. Это рубяще-колющая сабля «клыч» (от тур. Kılıç — кылыч) — турецкий тип сабли,  которая использовалась как пешими воинами, так и всадниками, а также  ружье работы тульских оружейников 1837 г.

Такова краткая характеристика коллекции музейных предметов,  имеющих связь с историей  знаменитого княжеского рода Юсуповых, берущего свое начало от темника Едигея.

Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.