IMG_1297С древних времен гончарное дело играло важную роль в жизни людей, населявших Крымский полуостров. Турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечал, что в середине XVII в. в Старом Крыму действовали 20 черепичных и гончарных лавок, в которых из «чистой глины, подобно китайской амбровой глине» производили различные кувшины, кружки, чаши и миски для воды.

Изделия гончаров пользовались большим спросом, поскольку их использовали во многих сферах жизнедеятельности: при постройке и кровле домов, прокладке водопроводов, производстве предметов быта, приготовлении пищи. Изделия изготовлялись из местной глины, по различным технологиям на гончарном круге с последующим обжигом в гончарной печи. В Крыму существовали цехи гончаров чельмекчи, производящие различную по объему и форме посуду: къуманы (кувшины для ритуального омовения перед молитвой) и гугюмы (сосуды для переноски и хранения воды), сосуды для хранения масла, меда, мяса, молочных, кисломолочных и сыпучих продуктов. Керамическая посуда также входила в часть приданого невесты.

В Крыму большим спросом пользовались керамические курительные трубки производства бахчисарайских и карасубазарских ремесленников. Академик П. С. Паллас, побывавший в Крыму в 1793 г., насчитал в Бахчисарае 517 лавок, «из них <…> 4 горшечника; 5 продающих трубки с чубуками <…>». Курительные трубки изготовляли из синей глины, которую окрашивали красной или черной краской, добавляя льняное масло, потом катали шарики и раскладывали по формам. Форма изготовлялась из дереваIMG_1299 в виде ящичка, внутри нее вырезана форма трубки. Подробное описание производства курительных трубок в Крыму в XIX в. сохранилось у известного этнографа Г. И. Радде: «Когда приготовленный из глины шарик положат в такой ящичек и начнут его закрывать, деревянный цилиндрик, приделанный к верхней крышке ящика, жмет шарик, заставляет его раздаваться и занимать пустое пространство, имеющее форму трубки и ее шейки; далее, чтобы в шейке сделать отверстие, ящичек открывают и пропускают сквозь шейку тонкую деревянную палочку. Как только цилиндр верхней крышки встретится с концами этой палочки, из формы вынимают готовую трубку, очищают ее небольшим ножичком от шероховатостей и наконец, обжигают на сильном огне».

В XIX в. крупными центрами гончарного производства были села Саблы (ныне с. Партизанское, Симферопольский р-н) и Сеитлер (пгт. Нижнегорский). Даже в тех регионах, где не было месторождений глины или оно было скудным, имелись мастера-керамисты, которые изготовляли предметы, не требовавшие большого расхода материала. На Крымском полуострове производилась почти вся нужная для населения керамика.

С распространением фабрично-заводской продукции стало исчезать большинство видов декоративно-прикладного искусства крымских татар, среди них и гончарное производство. В 1920-х годах стали возрождаться кустарные промыслы. Созданная в 1930-х годах в Бахчисарае художественная артель «Иллери» производила гончарные изделия с изображениями узоров традиционной крымскотатарской вышивки. Работы этой артели представлены в музеях Санкт-Петербурга, Симферополя, Ялты, а также украшают экспозицию Бахчисарайского музея-заповедника.

Специалист по экспозиционной и

выставочной деятельности МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,

Велиева Севиля