Бубен – музыкальный ударный инструмент, известный у многих народов мира испокон веков. В Армении и Иране бубен распространен под названием даф, в Грузии – дайра, в Узбекистане и Таджикистане – дойра, в Молдавии – дайря, в Азербайджане – дяф, гавал, в Крыму – даре.

ВыдающиDigital StillCameraйся крымскотатарский композитор Я. Шерфединов приводит следующее описание даре: «даре – бубен, на одной стороне которого натянута мембрана из бараньей, козьей или рыбьей кожи. На узкой, круглой обечайке выдолблены (вырезаны) четыре пары полосок, к которым прикрепляют четыре пары бряцающих медных тарелочек». Обод, к которому крепится кожа, изготовляется чаще всего из древесины дуба.

Если даре держать между большим и указательным пальцами левой руки, ударяя около самой обечайки, то звук получается более низкий и глухой. Если держать на кончике большого п1альца правой руки и ударять в центр мембраны, то звук высокий, звонкий. При игре на бубне применяют следующие виды ударов: всеми пальцами вместе, раздельно и со щелчком мизинца. Также используется прием скольжения по мембране безымянным или большим пальцем. Игра на даре – это искусство, требующее большой виртуозности при исполнении мелодии.

Бубен без медных дисков называется зильсиз даре, с дисками – зилли даре. Примечательно, что в экспозиции Музея истории и культуры крымских татар (Ханский дворец) можно увидеть старинный даре XVIII в. с перламутровой и костяной инкрустацией, с небольшими колокольчиками и медными кольцами, приобретенный у бахчисарайского музыканта Асана Чауша в 1929 г. В Крыму без бубнане обходилось ни одно собрание молодежи, его звуки разносились в кофейнях, он являлся одним из основных инструментов на свадебных торжествах и национальных праздниках крымскотатарского народа.

Севиля Велиева

специалист по экспозиционной и выставочной деятельности МИККТ