21 октября сотрудники Музея истории и культуры крымских татар и отдела сохранения, использования и реставрации объектов культурного наследия Бахчисарайского музея-заповедника организовали и провели этнографическую экспедицию в Чамлы Озенбаш – исчезнувшее село в Балаклавском районе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAДревнее название села – Чамлы Озенбаш (с кр.тат. «чам» – сосна, ель, пихта). Поселение располагалось в 1,5 км к востоку от села Уппа (ныне Родное), вверх по руслу, у истока ручья Уппа. Старожилы сообщают, что, по словам их предков, деревню окружал густой хвойный лес, древесину которого в конце 19 в. использовали на нужды российского флота. Сегодня на месте деревни лиственный лес, а сосна крымская встречается крайне редко.

Известно, что это древнее село было основано потомками готов и аланов, смешавшихся с местным населением, входило в состав христианского княжества Феодоро, а после 1475 года – Мангупского IMG_20191021_124818 (1)кадылыка Кефинского эялета Османской империи. В состав Крымского ханства село входило с 1774 по 1783 гг. и относилось к бахчисарайскому каймаканству. После 1784 года деревня стала относиться к Симферопольскому уезду Таврической области. На карте 1842 года деревня впервые встречается под названием Чемлы-Узенбашик с 58 дворами (карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г). Численность населения деревни менялась: 1864 г. – 50 дворов, 296 жителей и 2 мечети, 1887 г. – 80 дворов и 424 жителя, 1890 г. – 81 двор с исключительно крымскотатарским населением (Верстовая карта Крыма, конец XIX в).

IMG_20191021_134707 (1)С приходом советской власти с 1921 года село стало входить в Севастопольский уезд, с 1926 г. село Узенбаш отнесено к Уппинскому сельсовету Севастопольского района, с 1931 г. – Балаклавского. В 1948 году, после депортации, Верхний и Нижний Узенбаш были переименованы в Верхнюю Хворостянку и Нижнюю Хворостянку Балаклавского района. Но встречалось только одно общее название Хворостянка. С 1962 года (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области») объединенные Уппинский и Терновский сельсоветы были присоединены к Бахчисарайскому району. Село перестало существовать после расселения в период 1968-77 гг.

Деревня располагалась на пригорке, откуда открывается живописный вид на село Уппа. Сегодня сохранилось немногое: старая брусчатка, разделяющая село на две улицы – Юкъары маале и13698209_1129857697080284_8350484514576517035_o Ашагъы маале (по словам старожилов, именно так назывались Верхняя и Нижняя улицы). На существование деревни указывали едва заметные холмы из тесаного бута (фундаменты домов), слоев черепицы и обломков глазурованной керамики, водопроводных труб, фрагментов металлических изделий, тонкого стекла, разбитой ручной мельницы. Несмотря на густую поросль, просматриваются опорные стены из тесаного бута, а также ступени, соединяющие ярусы. Часто встречаются одичавшие фруктовые деревья: грецкий орех, яблоня, груша, виноград. Потомки Сейдалиевой Ашиме 1912 г.р. поделились копией фотографии ее дома (фото было сделано в 1960-е гг). Женщина была депортирована в Среднюю Азию, похоронена в г. Чирчик.

В начале деревни над родником устроен фонтан с родниковой водой, в летнюю засуху – единственный источник воды для жителей с. Родное. Пожилые люди рассказали, что перед депортацией в Чамлы Озенбаш из Турции приехал крымский татарин, эмигрант, хранивший память о родном селе. В память о посещении Родины он инициировал строительство фонтана над этим родником, за которым местные жители тщательно ухаживают.

Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г М. Раевский. — Центральный статистический комитет Министерства внутренних дел. — СПб Типография Карла Вульфа, 1865. — С. 44. — - копияВ центре деревни, справа от дороги располагалось кладбище, от которого сохранились лишь несколько фрагментированных надгробных памятников. Необходимо отметить, что начавшаяся недавно обширная рекультивация (территория распаёвана, на участке закладывается сад) затронула и территорию кладбища.

Через деревню протекает речка Уппа, имеющая подземное русло. Когда-то речка наполняла бассейн и снабжала водой жителей горной деревни. Сегодня русло закрыто и выведено в гидротехническое сооружение.

Стремительное развитие строительства в Крыму затрагивает природные заповедники, зачастую без предварительных памятникоохранных мероприятий. Нами зафиксированы множественные раскопы, указывающие на активную незаконную археологическую деятельность за последние три года (первая разведка была проведена автором в 2016 г). Кроме того, фундаменты разрушенных домов и опорные стены разбирают и вывозят тесаный камень. Необходимо проводить подобные экспедиции и фиксировать фрагменты уцелевших объектов, иначе очень скоро свидетельства о них останутся только на страницах книжных памятников.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

IMG_0321

Ст.н.с. Музея истории и культуры крымских татар

Абдураманова Сафие