Ежегодно 13 апреля в России отмечается День мецената и благотворителя. Благотворительность имеет весомое значение в формировании культурного, здорового, цивилизованного общества. Кроме того, мы можем привести массу примеров деятельности меценатов, внесших огромный вклад в развитие науки, образования, культуры, искусства. Благотворительность играет важную роль в становлении и создании музейных фондов. К счастью, в современной жизни встречаются люди, продолжающие свою благородную миссию. 31 марта 2017 г. Бахчисарайскому историко-культурному и археологическому музею-заповеднику Юрием Ивановичем Лапиным (эксперт-геммолог международного класса, ученый, житель г. Воронежа) подарено драгоценное кольцо. Целый год кольцо находилось в фондохранилище музея-заповедника и сейчас после прохождения апробации (ДГЛИН, г. Ростов-на-Дону) по достоинству занимает центральное место в экспозиции «Ювелирное искусство крымских татар». Кольцо представляет интерес не только своей ценностью, но и легендой. Со слов дарителя известно, что кольцо возможно принадлежало последнему крымскому хану Шагину Гераю (1745-1787), который с 1783 г. несколько лет проживал в Воронеже.

Традиционные кольца в Крыму назывались алкъа, юзюк изготавливались из золота, серебра, меди. В случае использования благородных металлов кольца выполнялись в технике филиграни, чернения, гравировки, нередко инкрустировались камнями с выгравированной надписью или тамгой. В повседневной жизни женщины носили по одному или два кольца. В праздники крымские татарки унизывали ими все пальцы. Подтверждение тому находим в работе этнографа-краеведа Х. А. Монастырлы, который писал: «Татарки – большие охотницы до колец и браслетов и носят в особенности первые в таком количестве, что ими нанизываются почти все пальцы». Жительницы степных районов Крыма отдавали предпочтение кольцам без камней, украшенным зернью, с плоскими головками в виде печаток круглой, овальной или четырехугольной форм, покрытых резным орнаментом и чернением. Невесты и молодые женщины носили къонгъырав юзюк – звенящие кольца, которые состояли из кольца и прикреплённого к нему полушария с маленьким металлическим предметом, производившим при движении звон. Обычно диски и грани звенящих колец покрывались геометрическим или растительным орнаментом. В записках французского консула Ш. Пейссонеля сказано о том, что крымские ханы имели малую печать – кольцо, которое они носили на своем пальце, являющееся признаком его безусловной воли. Когда крымский хан просил о какой-нибудь услуге турецкого султана или его визиря, свое письмо он скреплял оттиском личного перстня-печатки. Этот знак говорил о том, что хан ожидал положительного решения своего вопроса, как правило, просьба получала положительный результат.

В 90-е годы к Лапину Ю. И. обратилась семейная пара с просьбой провести экспертизу и оценить некое кольцо, доставшееся по наследству от прабабушки, которая якобы служила у Шагина Герая во время его пребывания в Воронеже. Экспертиза геммолога определила, что кольцо предположительно выполнено в XVIII в. турецкими мастерами, из сплава золота и серебра, украшено индийскими алмазами из копи Голконды (здесь находились самые богатые и знаменитые индийские алмазные копи). Согласно гипотезе Лапина Ю. И. и неизвестной семейной пары, данное ювелирное изделие было подарено их родственнице крымским ханом за хорошую службу.

Кольцо выполнено из золота, дополнено вставками из 9 светлых прозрачных алмазов (0,38 карат). Шинка или ободок кольца имеет декоративное оформление в виде витиеватого растительного орнамента, выполненного в технике ложной филиграни. Процесс создания филигранных изделий тонкий, трудоемкий и дорогой. В связи с этим, ювелирами был придуман ускоренный, упрощенный вариант, когда копии с драгоценных предметов отливались в каменных формах. В результате получались литые украшения похожие на оригинальный образец, правда, с нечетким рисунком. Верхушка кольца круглой формы, по контуру имеются насечки, по диаметру расположено 8 круглых, в центре один овальный алмаз. Камни закреплены в технике «паве» – каст (вид закрепок) с просверленными маленькими отверстиями в поверхности кольца, которые аккуратно держат камни на расстоянии друг от друга. Дизайн данного украшения достаточно сдержанный, оно универсальное по форме, размеру и декору. Такое кольцо могли носить как мужчины, так и женщины.

Благодаря меценатской деятельности Лапина Ю. И., фонды музея-заповедника и экспозиция «Ювелирное искусство крымских татар» дополнены ярким, интересным ювелирным изделием, ставшим ценным музейным экспонатом. Бахчисарайский музей-заповедник тиражирует и хранит память о своих друзьях-меценатах.

Старший научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ,

Чубукчиева Л. З.