Эмель фото1 января 1930 г. вышел в свет крымскотатарский журнал «Emel» («Стремление»). Журнал был создан командой крымскотатарской активной молодежи, интеллигенцией небезразличной к своим национальным истокам. Редактором журнала являлся Мустеджип Улькусал.

 «М. Улькусал (1899-1996) – крымскотатарский общественный и политический деятель, потомок крымских эмигрантов родился в с. Азаплар (близ города Мангалья в Румынии). Окончив сельскую начальную школу, отправился в Стамбул. Начало Первой мировой войны помешало юноше завершить образование. Он вернулся в Румынию и некоторое время учился в мусульманской семинарии в Меджидие до ее закрытия в 1916 г. М. Улькусал начал преподавательскую деятельность в родном селе, создал там культурное и спортивное общество «Тонгуч» («Первенец»). Узнав о революционных событиях 1917 г. в Крыму, он решил немедленно ехать туда и принять участие в национальном движении. Получив отказ на запрос о выдаче паспорта, в 1918 г. он нелегально на корабле отправился из Констанции в Севастополь. В течение двух лет в деревне Фотисала (ныне с. Голубинка Бахчисарайского района) М. Улькусал занимался педагогической деятельностью, затем снова нелегально, без билета и паспорта, на катере из Ялты отправился в Турцию и в 1922 г. возвратился в Румынию. В 1926 г., закончив юридический факультет Бухарестского университета, начал адвокатскую практику в Пазарджике. Одновременно занимался общественной деятельностью, организовал конференцию по проблемам единства тюрков, являлся автором многочисленных статей в периодической печати.

Решение об издании периодического органа крымских татар в Румынии было принято в ноябре 1929 г.».

Согласно уставу, издание осуществлялось на турецком языке, язык журнала должен был быть простым и понятным, тексты, написанные на диалектах и наречиях, требовалось печатать без изменений. Издание не могло представлять интересы каких-либо политических партий, оно призывало к защите прав и интересов тюркских народов исключительно в рамках демократических принципов. В журнале планировалось публиковать новости тюркского мира, в целом «Emel» мыслился как объединитель и организатор тюркского мира. Но со временем содержание журнала «Emel» с проблем тюрко-мусульманского мира было переориентировано на национально-освободительное движение крымских татар. В этот период четко обозначились основные принципы журнала, определившие следующее построение рабочей программы:

1. Распространять книги малого формата, брошюры, способствовать просвещению населения.

2. В дни религиозных и исторических праздников проводить собрания, организовывать конференции, ставить пьесы.

3. Молиться за погибших во имя освободительной борьбы.

4. Организовывать культурные и фольклорные кружки, спортивные клубы для молодежи.

5. Для повышения культурного и образовательного уровня молодежи открывать в клубах библиотеки, поощрять чтение.

6. Создавать национальные общественные организации и др.

Следует сказать несколько слов о материальной стороне издательского дела журнала «Emel». Длительное время журнал существовал на деньги подписчиков. В период экономического кризиса 1930-1931 гг. не удалось собрать средства с подписчиков, тогда редактор издания М. Улькусал обратился за помощью к единомышленникам в Турции. В скором времени из Стамбула приехал А.З. Сойсал и привез денежные средства, собранные азербайджанскими единомышленниками. В свою очередь, издатели журнала должны были в трех номерах «Emel» выделить по 12 страниц для публикации материалов из Азербайджана, а также отправить в Баку по 300 экземпляров каждого номера. Очередные два номера журнала выпустили на средства, полученные от издания в 1933 г. исторического труда писца ханского дивана Кефели Ибраима «История государства татарского хана, Московии, Дагестана и кыпчакских степей» (1736 г.). После оккупации Румынии один из номеров журнала был издан на средства, вырученные от продажи дома М. Улькусала в Пазарджике. Таким образом удалось пережить кризис и спасти журнал от закрытия. В июле 1940 г. М. Улькусал перевез семью в Турцию, а сам, вернувшись, продолжил издание журнала. Однако, несмотря на все попытки сохранить «Emel», в сентябре после выпуска 154 номера он был вынужден прекратить издание журнала. В ноябре 1940 г. М. Улькусал вернулся в Турцию, в апреле 1941 г. получил гражданство, сдав экзамены на юридическом факультете в Анкаре, занялся адвокатской практикой.

«Так завершился первый, румынский этап издания журнала «Emel». Он продлился 11 лет. За это время в свет вышло 154 номера, 355 научно-политических исторических статей, 120 стихотворений и 26 художественных рассказов. Общий объем опубликованных материалов составил 5 тысяч страниц».

В ноябре 1960 г. по инициативе группы крымских татар в г. Анкара продолжил издаваться журнал «Emel». М. Улькусал активно публиковал свои материалы на страницах журнала под псевдонимом «Добруджевец», «Текин», кроме того, поступающие в редакцию материалы внимательно им прочитывались и готовились к печати.

С некоторыми перерывами журнал выходит и по нынешний день. С 2016 г. главным редактором журнала стал О. Карахан.

Бесспорно, «Emel» внес весомый вклад в развитие национальной культуры, помог крымским татарам, проживавшим в диаспорах, не забыть свои истоки, являлся для них духовной пищей, «Стремлением». Также хочется отметить, что журнал «Emel» является ценным источником по истории, этнографии, социально-культурной и общественно-политической жизни крымских татар ХХ в.

Ст.н.с БИКАМЗ, Чубукчиева Л.З.

Литература:

1. Кангиева Э.М. Крымоведение на страницах тюркоязычных периодических изданий крымскотатарской диаспоры / Под ред. А.А. Непомнящего. – Киев.; Симферополь: ОАО «СГТ», 2007. – 424 с.

2. Kırımlı H. Müstecib Ülküsal ve Kırım hatıraları // Emel. – 1996. – № 212. – с. 19-31.

3. Müstecüb Ülküsal Anıldı ; Hazırlayan D. Çatalcı // Bahçesaray. – İstanbul, 1997. – № 6. – с. 4.

4. Ülküsal M. «Emel» ve Kırım Davası // Emel. – 1973. – № 76. – с. 1-14.