(к 175-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского)
Известно, что Исмаил Гаспринский – многогранный деятель, чьи труды актуальны и вызывают особый интерес и сегодня в научном сообществе. Личность, опередившая свое время, провидец, мыслитель, педагог и просветитель – все это грани одного человека, посвятившего себя служению народу.
Читая страницы издаваемой им газеты «Терджиман» – «Переводчик», мы выяснили, что Исмаил Гаспринский хотел добывать нефть в Бахчисарае. Это, на первый взгляд, неожиданное открытие раскрывает еще одну сторону его неутолимой энергии и стремления к развитию родного края. Исмаил Гаспринский видел в нефти не просто источник дохода, но и возможность для развития своего родного города и региона в целом.
В 1911 г. сенью в одном из кварталов старой части города Бахчисарай в нескольких частных колодцах начало выходить красноватое маслянистое вещество. Жители города обсуждая этот случай говорили, что это газ и керосин. Для исследования этого явления Исмаил Гаспринский пригласил губернского инженера Жорина и известного специалиста почвоведа Губернского земства – Н.Н. Клепинина. При исследовании, для анализов, были взяты пробы из всех трех колодцев, в стеклянную банку. После изучения в лаборатории, результаты, инженером Жориным были высланы Исмаилу Гаспринскому. По итогам было установлено, что это красная нефть с высоким содержанием бензина.
Также, по результату анализа № 3888, сделанного 23 сентября в 1910 г. при содействии господина Аширбекова, в одной из лабораторий Баку, было выяснено, что Бахчисарайская нефть идентична красной нефти, добываемой в Баку.
15 декабря 1912 г. И. Гаспринский подал прошение в Бахчисарайскую государственную управу о том, что в старой части Бахчисарая в нескольких частных колодцах была выявлена маслянистая красноватая жидкость, с запахом керосина и бензина. Постоянный приток этой жидкости в одном из колодцев, легкое горение в обыкновенных керосиновых лампах навели его на мысль сделать химический анализ жидкости. Приглашенные им специалисты, подтвердили его догадку о красной нефти. Для дальнейшего исследования глубины залегания и объема этого ценного минерала было необходимо провести закладки буровых скважин. Как первый заявитель об этом минерале в городе он просил ходатайства Думы на разрешение провести разведку на городской земле на следующих условиях:
1. Позволить заложить на городской земле ниже ворот Кемер-Капу и за чертой города, несколько буровых скважин, согласно правилам о частном нефтяном промысле, а после завершения работ очистить занятое место с приведением поверхности в прежний вид.
2. Если исследования укажут на достаточный объем нефти и возможность эксплуатации, то он обязан платить в пользу города с каждого добытого пуда сырой нефти установленную плату.
3. В случае устройства керосинового завода город должен будет уступить участок за чертой города и позволить прокладку к нему нефтепроводов. Цена за уступленный участок примерно от 8 до 12 десятин будет установлена по соглашению сторон.
4. Город должен предоставить двухлетний срок со дня заключения договора на проведение буровых исследований, а в случае, если заложенное бурение к тому сроку не будет закончено, то продолжить этот срок еще на один год. Постановлением Думы от 22 января 1913 г. Исмаилу Гаспринскому было разрешено проводить на городской земле разведки источников нефти, а также образовать товарищество с обязательной торговой регистрацией.
После получения разрешения, Исмаил Гаспринский в каждом номере газеты «Терджиман»-«Переводчик» начал публиковать объявление о сборе средств, для открытия товарищества, которая будет проводить исследовательские работы. Люди, сделавшие взнос в размере 100 рублей в Бахчисарайский банк, становились официальными пайщиками.
К сожалению, эта идея не была реализована. Но сам факт того, что Исмаил Гаспринский рассматривал такую возможность, свидетельствует о его новаторском мышлении и стремлении использовать все доступные ресурсы для блага общества.
Абибуллаева Э.Э.,
зав. отделом Мемориальный комплекс Исмаила Гаспринского



