«Все присутствующие выносят из этих праздников убеждение в сильной живучести цехового устройства и преданности татар заветам предков, причем тысячная толпа угощается, танцует и веселится без тени какого-либо безобразия, не имея в своей среде ни единого пьяного, ни единого буяна. Все, как строго дисциплинированное войско, садятся, встают и расступаются по мановению руки любого старшины и старого мастера» – писал И. Гаспринский в мае 1894 года о цеховом празднике посвящения в мастера решетников и кожевников, проводимом в Бахчисарае раз в 25 лет.
Реван проводили ремесленники на собственные взносы, собираемые в течение 25 лет, и доходы с аукционной продажи почетных цеховых знаков. Руководил событием глава всех цехов накъиб в соответствии с древними цеховыми правилами, начиная с общей молитвы за основателей цехов, покойных мастеров и общее благополучие. Далее – обряд записывания достойных учеников в мастера, угощение кофе, молодежные гулянья, борьба с призами за силу и ловкость. На следующий день зачитывали цеховые правила торговли, производства. На третий день происходило торжественное посвящение мальчиков (и даже младенцев) в будущие ученики. Устраивали общий обед из 3-4 национальных блюд с обязательным блюдом – пловом. Тогда праздник решетников посетили 4000 человек, кожевников – более 5000. Приглашенных гостей (русская интеллигенция во главе с ее превосходительством Е. Ф. Лазаревой) угощали национальным обедом и шампанским – в знак уважения к традициям гостей: «Кто-то предложил в числе напитков купить также шампанское. Я заметил, удобно ли это будет на цеховом празднике. Старшины цеха решили вопрос о запретном напитке утвердительно на том основании, что гостей следует угощать тем, что им приятно» [И.Г., 1894].
Цеховое устройство основывалось на нормах Корана и «правилах предков» – селефнаме. Ученики калфа шли в подчинение мастеру уста на 1001 день. Мастеров напутствовали словами «Любите и берегите всех учеников больше, чем родных детей, ибо за них бы более ответственны перед Аллахом и людьми: они не ваши, они доверены вам», а учеников – «Любите и слушайте ваших учителей и мастеров более, чем родителей, ибо если первые обеспечили первые годы вашей жизни, мастера и хозяева, научая вас ремеслу, обеспечивают все продолжение вашей жизни посредством самостоятельного и прочего заработка» [В.Гордлевский, 1928].
Ст.н.с. МИККТ БИКАМЗ
Абдураманова С. Н.
Литература:
- Булатов Е. Реван или торжественный обряд татар ремесленников в Крыму // Очерки России, издаваемые Вадимом Пассеком. – Москва, 1840. – Кн. III. – с. 140-154 .
- Гаспринский И. Из нашей жизни / Терджиман, 26 мая 1894 г.
- Гордлевский В. А. Организация цехов у крымских татар: из поездки в Карасубазар // Труды этнографо-археологического музея этнологического факультета Первого Московского гос. ун-та. — 1928. — Вып. 4: Быт. — С. 58-65.