Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
Усеин Боданинский – основатель и первый директор Бахчисарайского дворца-музея. — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Усеин Боданинский – основатель и первый директор Бахчисарайского дворца-музея.

Биографии Усеина Боданинского в последние годы посвящено немало работ. Известно, что У. Боданинский (1877-1938) родился в Симферополе в семье преподавателя Симферопольского народного татарского училища Абдурефи Боданинского. После окончания начальной школы (мектеп) обучался в Симферопольской татарской учительской школе (1888-1896 гг.), далее – в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1896-1905 гг.). Получив специальность художника-декоратора, У. Боданинский два года преподавал рисование в Симферопольском коммерческом училище. Вернувшись в Москву, с 1907 по 1911 год преподавал в Строгановском училище рисование и руководил учебной мастерской. Несколько лет работал художником-декоратором в Санкт-Петербурге. Возвратившись в Крым, в 1916 г. У. Боданинский возглавил открывшийся в Бахчисарае по инициативе местных художников кружок – Бахчисарайский отдел С.-Петербургского общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В списке задач кружка было учреждение художественно-исторического музея на базе бывшего ханского дворца, в котором уже положено начало коллекции. 4 (17) октября 1917 г., приказом Таврического губернского комиссара Временного российского правительства художник У. Боданинский был назначен комиссаром бывшего ханского дворца, а 3 ноября во дворце прошло торжественное открытие Национального музея крымских татар.

Первые годы существования после революции были очень сложными. Музей существовал на небольшие средства, выделяемые Дирекцией крымскотатарского просвещения Крымскотатарской Директории, частные пожертвования и средства от продажи билетов. Имущество, которое принял на материальное хранение У. Боданинский, состояло из 195 предметов (архитектурные детали и предметы декоративно-прикладного искусства крымских татар). Идея об открытии музея нашла живой отклик у жителей города, коллекция музея стала быстро пополняться за счет многочисленных дарений.

Сложная политическая ситуация и частая смена власти в Крыму мешали нормальному развитию музея, в 1919 г. на должность заведующего бывшим ханским дворцом был назначен статский советник С. А. Плаксин. Но в 1920 г. власть в Крыму вновь возвратилась в руки большевиков, и в 1921 г. Бахчисарайский ОХРИС возглавил У. Боданинский, в ведение которого были переданы Ханский дворец, кладбище и все дюрбе Бахчисарайского района, пещерные города Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Тепе-Кермен, Черкез-Кермен. Вскоре в состав ОХРИСа вошли дом-музей Исмаила Гаспринского (1921 г.) и Коккозский дворец (1924-25 гг.).

Тяжелые, голодные годы переживал У. Боданинский вместе с сотрудниками, о чем писал в своих дневниках, сохранившихся в фондах Бахчисарайского музея. Однако музей не просто выживал, но даже проводились реставрации и пополнялись фонды: была передана большая ценная коллекция рукописных и старопечатных книг из Зынджирлы медресе, Биюк Хан Джами и личной библиотеки И. Гаспринского. Фонды пополнились великолепной частной коллекцией восточного оружия коллекционера Б. С. Лаврова (1919 г.), первым крымскотатарским правительством Крымской народной республики были подарены предметы ткачества (1918 г.). Благодаря настойчивости директора, представители духовенства города передали 181 старинный  ковер из городских мечетей в обмен на новые ковры.

Очень много внимания У. Боданинский уделял научной работе в музее, изучению памятников эпиграфики Бахчисарайского района, изыскивал дополнительные средства, поднимая этот вопрос не только в Крыму, но и в Москве. Благодаря резолюции III Всекрымской конференции музейных работников в Севастополе в 1924 г. Дворец-музей стал научным центром по изучению истории и этнографии крымских татар. Свой вклад в развитие науки в данном направлении внесли известные исследователи и ученые О. Акчокраклы, П. Я. Чепурина, Т. А. Куфтин, А. И. Полканов, Н. Л. Эрнст, Г. А. Бонч-Осмоловский,  А. С. Башкиров и мн. др. В 1924 г. при непосредственном участии представителя научной Ассоциации Востоковедения при ЦИКе СССР профессора А. С. Башкирова были проведены исследования памятников Эски-Юрт и Кырк-Азизлер. В 1925-27 гг. были развернуты обширные этнографические и археологические экспедиции:  собран обширный этнографический и археологический материал в 64 селениях Крыма, проведены раскопки памятников Солхата,  Мангуп-Кале, Черкез-Кермена, Чуфут-Кале и Сюйреньской башни. У. Боданинский вынашивал идею создания музея под открытым небом и превращения Бахчисарая в город-музей, пока современные застройки окончательно не  уничтожили аутентичные строения. Ему даже удалось добиться передачи в 1926-1927 гг. бахчисарайским райисполкомом и горсоветом руин старого Монетного двора на р. Кача, средневековых бань Кобалы и ряда мастерских кустарей-сафьянщиков «Кавафлар-Сырасы». Однако после ликвидации в 1927 г. КрымОХРИСа финансирование было прекращено, а охрана памятников была передана в ведение местных музеев.

Бахчисарайский дворец-музей принимал участие в организации крымского отдела I Всероссийской художественно-промышленной выставки в 1923 г.

Изделия крымских ремесленников были признаны конкурентоспособными не только на местном рынке, но и в качестве экспортной продукции. В 1925 г. под руководством У. Боданинского для участия в Международной кустарно-промышленной выставки в Париже крымскими ремесленниками были изготовлены различные изделия, принесшие успех и признание, 3 место и бронзовую медаль. Коллекцию в Париже должен был сопровождать сам У. Боданинский, но ему не позволили выехать за пределы страны. В конце 1920-х гг. в стране началась борьба с религией и снос культовых зданий: мечетей, церквей, синагог, молитвенных домов. В Бахчисарае не стало более 30 мечетей. Начало 1930-х гг. было омрачено началом репрессий и борьбой с «национальным уклоном». Были осуждены на разные сроки Г. А. Бонч-Осмоловский, И. Н. Бороздин, А. С. Башкиров и пр. В 1934 г. У. Боданинский был вынужден передать дела Бахчисарайского государственного дворца-музея новому директору Б. И. Файкову. Были уволены сотрудники дворца, единомышленники и соратники У. Боданинского. В музее были свернуты исторический и этнографический отделы, а выставки приняли политический характер, отражали достижения советской власти, идеи марксизма и ленинизма.

У. Боданинский, оставшись без угла (ранее он жил при музее), вынужден был некоторое время ютиться в доме бывшего вахтера музея П. Ф. Гонтаренко. Покинув Крым, уехал в Москву, затем в Ленинград и Тбилиси. В Грузии он вел скромный образ жизни, работая художником-оформителем. Но и там его нашли представители карательных органов, взяли под арест и вернули в Крым. В застенках Симферопольского НКВД его подвергали пыткам, выбивая «признание в национализме». 17 апреля 1938 г., вместе с Османом Акчокраклы и другими известными деятелями науки, Усеин Боданинский был расстрелян.

Статья подготовлена по материалам:

  1. Эминов Р. Р. Первый крымтатарский национальный музей // Qasevet. – 2011. –  № 38. – с. 2-15.
  2. Урсу Д. П. Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944): библиографический словарь. – Симферополь: Доля, 1999. – 240 с.
  3. Абибуллаева Д. И. Творческое наследие выпускников Симферопольской татарской учительской школы //  Культура народов Причерноморья. –  2012. – № 227. – с. 110-112.
  4. Османов Э. Э. Ремонтно-реставрационные работы в архитектурном комплексе Хансарая в 1917-1939 гг. // Культура народов Причерноморья. – 2011. – № 198. – С. 131-133.
  5. Козлов В. Ф. Директор музея // Йылдыз. – 1987. — №4. – с. 112-125.

Сафие Абдураманова, н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ
16.07.2015 г.

Прокрутить вверх