На страницах знаменитой бахчисарайской газеты «Переводчик-Терджиман» не раз упоминаются имена известных деятелей Крыма, увековечивших себя в памяти Отечества как талантливые общественно-политические деятели, писатели, поэты, музыканты, художники… Среди разнообразия имён мы встретили имя Ивана Константиновича Айвазовского (18171900)российского живописца-мариниста, прославившего красоту крымского моря. В 2017 году на Родине выдающегося художника торжественно отметили 200-летие со дня его рождения.

Говорить о том, был ли знаком редактор газеты «Переводчик-Терджиман» просветитель Исмаил бей Гаспринский с художником Иваном Айвазовским, сложно. Ведь большая разница в возрасте в 30 лет, вероятно, не позволяла им посещать одни и те же светские мероприятия. Однако в 1890 г. эти два выдающихся крымских деятеля вполне могли увидеться. 18 октября  1890 г. И. Гаспринский и И. Айвазовский присутствовали в соборной мечети Симферополя на молебне, посвящённом открытию в городском саду памятника императрице Екатерине Великой[1.

Ованес-агъа, как называли И. Айвазовского крымские татары, часто упоминался на страницах первой крымскотатарской газеты. В 1888 г. И. Гаспринский говорил об открытии фонтана Айвазовского. В одной из редакционных заметок от 25 сентября того же года он с сожалением писал, что не сможет разместить на страницах своего издания  письмо жителя Феодосии, содержащее «стихотворение по поводу открытия фонтана г<осподина> Айвазовского», так как оно «написано так замысловато, так уснащено персидско-арабскими перлами, что большинство читателей наших ничего бы не поняли». Стихотворение, посвященное И. Айвазовскому, но написанное уже другим феодосийцем, И. Гаспринский разместил в газете позже, в 1900 г.

Несмотря на разные творческие пути, которыми следовали эти два выдающихся деятеля, всю свою жизнь и творчество они посвятили своей Родине Крыму.

Ниже помещаем некролог и стихотворение феодосийца Годжа Мамед Эфенди, размещённое И. Гаспринским на страницах газеты «Переводчик-Терджиман».

Иван Константинович Айвазовский

19 апреля скончался внезапно в Феодосии знаменитый художник-маринист Иван Константинович Айвазовский. Еще днем Иван Константинович чувствовал себя, как всегда, бодрым, ездил в свое имение, а вечером гулял по набережной. Около двух часов пополуночи покойный почувствовал себя дурно. Тотчас же было послано за врачом, которому, однако, пришлось констатировать уже смерть, наступившую от кровоизлияния в мозг.

Иван Константинович, которого, по заслугам назвали «дедушкой русского моря», принадлежал к числу знаменитейших художников-маринистов и талантливейших истолкователей тайн Нептуна.AIVAZOVSKII_Ivan_Konstantinovich_4

Иван Константинович родился 17-го июня 1817 г. в Феодосии, в семье довольно зажиточного армянского купца. Первым сколько-нибудь сильным ярким впечатлением будущего знаменитого художника было потом так прославившее его море, и морской пейзаж тогда же, в далекую пору раннего детства, горячо полюбился талантливому, впечатлительному мальчику, будил в его еле распустившейся душе художественные инстинкты, заставил работать фантазию. В самом раннем же детстве оказалась в Айвазовском способность слишком незаурядная, слишком яркая, что бы остаться незамеченной, что бы не обратить на себя внимание даже мирных, не много смыслящих в музах феодосийцев. О маленьком живописце заговорили, рисунки его попали к керченскому градоначальнику А. И. Казначееву, и Казначеев, восхищенный работами Айвазовского, решил помочь ему развить свой талант.

Иван Константинович был послан учиться в столицу, а потом заграницу. Разившийся талант сделал его всемирно известным. Его морские виды дорого ценились везде и покупались за большие деньги.

Покойный сделал много доброго для Феодосии и был его почетным гражданином.

И. К. Айвазовский был славой не только армянского народа, не только Крыма, где родился, но и всей России.

Такие гении художники родяться очень редко. Покойному было около 83 лет.

Памяти И. К. АйвазовскогоФото 1

Родной всему Крыму, говоривший по-татарски не хуже татарина и любивший его лучше многих татар, Иван Константинович пользовался искреннем уважением и симпатией местных мусульман, особенно феодосийского района. Тут не мало татар, поддержанных им в беде, не мало одобренных и обласканных в тяжелые дни жизни. Совершенное естественно, что кончина столь же сильного, сколько и доброго человека произвела большое впечатление на татар. Чувства их выражаются не только словестно, но и письменными посланиями как, например, приводимое ниже в переводе стихотворение феодосийца Годжа Мамед Эфенди.

«Слава его таланта разлилась по миру и множество языков его восхваляли.

Весь мир был как бы его родиной и двери всех дворцов были ему открыты.

В Феодосии журчит его великолепный фонтан; и за живительную влагу славит его имя народ.

Его духом украсился наш город; его духом ожил и обстроился он.

Если есть в городе справедливый человек, то всякий найдет и подмогу и правду.

Он сделал себе важное приобретение (добрыми делами) и в семи поясах света на веки он будет славен.

Весь город покрылся трауром горя; да помилует Аллах славного отца нашего!».

 

Сеитмеметова С. А., старший научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ