Среди нескольких видов крымскотатарской вышивки шитьё металлической лентой-битью выделяется особо. Телли (от крымскотат. «тель» – проволока) – так называется эта поистине удивительная техника, пришедшая в Крым из Турции.
«Tel Kırma» («ломка проволоки») или «Bartın işi» («Бартынское шитьё») – так по-турецки стало называться украшение ткани медной, серебряной или золотой лентой шириной от 2 до 4 мм, которое зародилось в 17 веке в Бартыне, городе на севере нынешней Турции (античный Партенос). Существует легенда, что это шитьё придумала дочь писаря с улицы Асма – Хатидже Агачкыран. Этот вид очень быстро набрал популярность и распространился по всей Османской империи, попав и в Крым.
Шитьё металлической пластиной на проем представляло собой небольшие двусторонние крестики, зачастую применялось в сочетании со счетной турецкой вышивкой. Мягкий металлический блеск небольших вкраплений выгодно подчеркивал счетную геометрическую гладь, дольше сохранял свой блеск в отличие от металлизированной нити. Кроме того, хоть и тонкий, но все же металл, утяжелял тончайшие ткани (тюль, маркизет, дульбент и др.) и создавал мягкие драпировки.
П. Чепурина, исследовательница крымскотатарского ткачества и вышивки, отмечала, что в старинных работах крымские татарки использовали чисто серебряную бить, не черневшую десятки лет. Позже стала применяться медная с серебрением или позолотой. В чистом виде это шитьё на крымских предметах встречается крайне редко. Мастерицы предпочитали дополнять битью двустороннюю гладь татар ишлеме, счетную эсаб ишлеме, тамбурную къаснакъ, декоративное ткачество.
Украшали битью такие предметы, как эвджияр (декоративные интерьерные полотенца), учкур (мужской свадебный пояс), марама, фырланта, шербенти (женские и девичьи головные покрывала), различные бытовые и культовые полотенца. Главным условием являлось исполнение на тонкой, редко сотканной ткани. В Крыму использовали как турецкий дульбент, так и местную домотканую атма.
Удивляет в крымском варианте данного шитья то, что наши мастерицы не остановились на двух традиционных методах забоя пластины, что у турецких мастеров наблюдается по сей день. Крымские татарки разработалиеще несколько видов забоя, причем отличались они по регионам. Нам известны южнобережный, крымский степной и т.н. египетский забои пластин (виды забоя проиллюстрированы в работе П. Чепуриной). Каждый забой интересен по-своему, а сегодня это ещё и своеобразный маркер региона бытования.
Необходимо отметить, что металлическая пластина «тель» активно использовалась в шитье по настилу на бархате, сукне, атласе. В основном, это ковры и подушки, выполненные не позднее 18 века. Единичные предметы с таким декором можно увидеть в экспозициях Ханского дворца.
В настоящее время вышивка пластиной тель очень популярна среди женщин Турции. Ею украшают скатерти, головные накидки, декоративные панно из тюля и фатина. В Крыму данный вид старинного рукоделия лишь начинает возрождаться. Для выполнения телли необходимы пяльцы, ткань, металлическая полоса (обычно длина не превышает 50-60 см) и специальная конусовидная плоская игла с двумя отверстиями. Однако если ткань и пяльцы доступны, то игла и сама площёнка – изделия, абсолютно неизвестные у нас. Мастера вынуждены искать возможность привезти такие необходимые материалы из заграницы.
В фондах Бахчисарайского музея-заповедника насчитываются десятки предметов, сочетающих двустороннюю и счетную гладь с шитьём телли. Основную шелковую гамму пастельных тонов выгодно оттеняет и подчеркивает мягким блеском медная или серебряная пластина, забитая в виде крестиков, «гусиных лапок», полосок. Орнаментальные мотивы также очень интересны: это цветочные и архитектурные композиции, древо жизни. Музейные предметы с телли – это не только национальное достояние, но и великолепные образцы, изучая которые, наши мастера учатся старинным техникам и черпают вдохновение для дальнейшей работы.
Научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ
Сафие Абдураманова