Этот мотив, считающийся одним из символов восточной поэзии, да и культуры в целом, любим и популярен во всём мире. Речь идёт об орнаменте, в основе которого лежит изображение цветка или плода граната.
Немного о символике этого экзотического растения, которая, пожалуй, является самой богатой и позитивной в сравнении с другими.
Упоминания о гранате как о символе сохранились с древнейших времен: он фигурирует в мифах и традиционных верованиях многих народов Европы, Ближнего Востока, Средиземноморья, Северной Африки, Китая. Так, самый известный из греческих мифов — миф о Персефоне. Будучи похищенной Аидом в его подземное царство, она могла бы вернуться, если бы не нарушила запрет и не проглотила семь зёрнышек граната. Древнеармянская богиня Анахит изображалась с гранатом в руках, который поклоняющиеся считали символом солнца, плодородия и достатка. В восточных странах гранат считали царем ягод – так его называли по форме верхушки плода, схожего с короной. У хеттов гранат был главным атрибутом бога сельского хозяйства, на китайских свадьбах его разбрасывали в спальне, желая молодым потомства, женщины в берберских племенах гадали на гранате о количестве детей.
Столь часто встречающаяся трактовка этого символа — плодородие и изобилие, конечно же, объясняется устройством плода — в нём множество зёрнышек.
Гранат — почитаемый символ и в мировых религиях. Буддисты считают его одним из трёх благословенных плодов, в христианской иконографии его можно увидеть в руках Девы Марии и младенца Иисуса. Поздравляя с еврейским Новым годом, иудеи желают, чтобы в наступившем году было столько счастливых и сладких дней, как зёрен у граната. Согласно Корану, гранат растёт в цветущем райском саду джаннат (ар.) и услаждает бессмертных праведников.
В коллекции Бахчисарайского музея-заповедника изображение граната можно увидеть в орнаменте крымскотатарской вышивки, в богатых узорах инкрустированной мебели, в чеканной росписи металлической посуды, в рисунке привозных европейских тканей, в архитектурных деталях и пр. Видя его такое частое изображение, многие согласятся, что этот радующий глаз мотив очень разнообразен по своему исполнению: иногда он достаточно реалистичен, а порой — очень стилизован, словно требующий, чтобы его «угадали».
Оксана Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.