Пророк Мухаммед провозгласил посещение бани обязательным:

 «Чистота половина веры» (Муслим, Тахарет, 1).

Главным элементом экстерьера мусульманского средневекового города являлись бани – хамамы (от арабского корня «хам» – «жарко»). Этот вид бань распространился и по всему Крымскому полуострову, особенно в наиболее крупных городах Крыма, где преобладало мусульманское население, это Кафа, Карасубазар, Судак, Гезлев, и, естественно Бахчисарай. В большинстве случаев крымские бани очень схожи между собой, одним из примеров конструкции древних бань могут служить бани в Херсонесе, раскопанные в 1912 году и описанные А. Л. Якобсоном.

В 2008 году на территории историко-археологического комплекса Салачик Ибрагимовой Алие Мустафаевной были проведены археологические исследования. Благодаря этим работам были  выявлены остатки хамама XV в., колодец, часть двора и начало городской застройки.

Посол польского короля Стефана Батория к крымскому хану Мехмеду II Гераю – Мартин Броневский, посетивший Бахчисарай 1578 году, так описывал Салачик:

«В конце Бахчисарая есть другой город, называемый Салачик, с хорошими домами. Ханский дворец древними татарскими государями великолепно украшен зданиями, мечетями, гробницами и банями»…

Хамамы строили, как правило, недалеко от мечетей, в скрытом от взора месте. В данном случае хамам находится с западной стороны средневекового духовного училища – Зынджирлы-медресе.

Турецкий путешественник XVII в. Эвлия Челеби в «Книге путешествий»  писал:

 «Недалеко от этого медресе осталась прекрасная светлая баня, с отличной водой, воздухом и зданием»…

Баня поделена на мужское и женское отделения (порядок посещения для мужчин и женщин имел строго распланированную поочередность в разные дни), в каждом отделении имеется по 2 парильных помещения, комната для омовений, туалет, зал отдыха и предбанник.

В северной части хамама находится главная отопительная система – печь бани – кюльхан. Она находится в центре помещения и имеет большую топку с арочным проемом. Из пространства топки в южном и юго-западном направлениях идут по два воздуховода с каналами. Стенки каналов выложены известня­ком на керамическом огнеупорном растворе. Образовавшийся горячий воздух подавался через каналы под пол хамама и вертикальные керамические трубы, которые располагались в стенах и нагревали помещения всего хамама. Основ­ные затраты дров уходили на прогрев помещений хамама. После того как хамам прогрелся, дрова, при их минимальном расходе, тратились только на удержание теплового режима и горячую воду.

Парильная комната представляет собой квадратное в плане помещение, стены которого выложены из обтесанных плит известняка на глинисто-известковом растворе. В некоторых местах на стенах сохранилась гидростойкая штукатурка – хорасан. Хорасаном называют раствор гашеной, выдержанной несколько лет извести, перемешанной с песком, мелко растертой керамикой и белой глиной. В верхней части стен на высоте 1,80 м. от пола горизонтально проложены керамические трубы в два ряда для подачи горячей и холодной воды к раковинам для омовений. Дверной проем находится в южной стене помещения. Полы в помещении выложены плитами известняка неправильной формы. Под каменным полом находятся полости гипокауста для напольного отопления хамама. Из гипокауста горячий воздух выходил по керамическим трубам, расположенным вертикально внутри стен бани. В силу таких конструктивных особенностей, полы и стены в бане были всегда горячими.

Комната для омовений аналогична по размерам и технике кладки предыдущему помещению. В южной стене этой комнаты находиться дверной проем, ведущий в зал отдыха, а в западной стене имеется вход в туалет. В зале отдыха расположено основание фонтана в виде круглой плиты известняка, с керамической трубой внутри. Вдоль южной и западной стен зала находятся сложен­ные из каменных плит основания под дубовые доски, служившие лежанками для отдыха. В северо-восточном углу можно заметить каменное сооружение в виде стола для массажа, плиты которого хорошо отполированы. В центральной части восточной стены зала обнаружена керамическая труба от пристенного фонтана. В южной части восточной стены находится дверной проем с порогом – вход в раздевальню (предбанник), расположенный в южной части здания бани. В северной стене предбанника, рядом с входом в здание, также был устроен фонтан. Внутри этой стены прихожей проложена керамиче­ская труба, по которой поступала вода ко всем фонтанам бани. По такому же принципу обустроена женская половина бани. В центральной части зала отдыха, находится основание фонтана, а у восточной стены обнару­жена беломраморная чаша, стенки которой украшены цве­тами лотоса. Женская часть бани выходила на улицу с северной стороны квартала.

При археологических исследованиях 2008 г. материалы были представлены фрагментами средневековой керамики. Преобладает строительная керамика (плинфа, черепица, трубы). Встречается кухонная и столовая посуда, художественная керамика Турции (Изник и Кютахья), китайский фарфор. По найденным в колодце серебряным монетам Крымского ханства объект датируется серединой XV– концом XVIII вв.

Оксана Стойкова,
м.н.с. Музея археологии  пещерных городов