(Из хроники газеты «Переводчик-Терджиман»)
История Ханского дворца, главной достопримечательности Бахчисарая, насыщена интересными событиями. Как и сейчас, в прошлом Дворец-музей посещали знаковые люди, приезжающие в Крым.
Из представителей мусульманской знати, чаще всех Бахчисарай посещал Сейид Абдулахад-хан (1859–1910) – девятый бухарский эмир, правивший в 1885–1910 годах. До конца своей жизни, почти каждое лето эмир ездил в Крым, в Ялту, где построил себе дворец, ставший резиденцией эмира Бухары в Крыму.
Впервые эмир посетил Ханский дворец 6 (19) февраля 1893 года. Визит правителя Бухары был подробно освещен на страницах газеты «Переводчик-Терджиман». «Приезду высокого гостя весьма благоприятствовала весенняя, теплая погода, – пишет И. Гаспринский. – Вокзал и вся базарная улица роскошно были убраны зеленью и флагами. По обе стороны длинной улицы местами стояли войска и массы народа; ближе к вокзалу стояли в пешем строю нижние чины Крымско-татарского эскадрона. Особенно красиво был убран Царский фонтан, сооруженный мусульманами в память 17 октября 1888 года».
В 2 часа дня на вокзале ожидали эмира – Таврический вице-губернатор Н. Д. Истинский, бахчисарайский городской голова Мустафа мурза Давыдович и мусульманское духовенство. Сейид Абдулахад-хан сошел на платформу, сопровождаемый русской и бухарской свитой. Гаспринский отметил, что эмир был «высокого роста, крепкого сложения, с весьма симпатичным лицом и выразительными, умными глазами». Почтив публику обычным наклоном головы, он тихо прошел через вокзал и немедленно отъехал с высшими чинами в город.
Ряд экипажей, мчавшихся к городу, с бухарскими гостями в богатых халатах и начальствующими лицами в формах и мундирах, представляли красивую и необычную картину. У городских ворот, возле фонтана Александру III встречали гостей жители города и музыканты при десяти барабанах – даул. Выпив стакан чистой, как хрусталь, бахчисарайской воды, эмир и его сопровождающие двинулись далее к Ханскому дворцу.
«Дворцовый внешний двор был полон народом, – отмечает И. Гаспринский, – тут перед мечетью стояли улемы: против них сохты Зынджирли медресе и ученики русско-татарской школы и новометодного мектеба, а на галерее городские дамы».
Обойдя покои дворца, эмир бухарский занял специально убранную гостиную рядом со Столовой залой, где официально беседовал с вице-губернатором и губернским предводителем дворянства. Вскоре был подан обед из европейских и восточных блюд, накрытый в Екатерининской зале.
После обеда, перейдя в гостиную, эмир принимал представителей местной власти, мудерриса Зынджирлы медресе Аджи Абибуллу Эфенди, хатиба Ханской мечети Сеид Мемеда Эфенди, а также представителей прессы – редактора газеты «Переводчик-Терджиман», корреспондентов «Московских ведомостей», «Нового времени» и «Новороссийского телеграфа».
Затем, посетив мечеть, эмир отбыл на вокзал, где его ждал поезд с большей частью свиты, направляющийся в Севастополь. Проводив эмира, возвратившись с вокзала, Гаспринский пригласил во дворец духовных и почетных лиц Бахчисарая и, в присутствии полицеймейстера и городского головы, торжественно раздал 20 халатов, переданных эмиром. Кстати, именно во время этой поездки Сейид Абдулахад-хана в Крым и был награжден И. Гаспринский Золотой звездой Бухары 3-й степени.
В «Дневнике Бухарского эмира», опубликованного И. Гаспринским в 1895 г., Сейид Абдулахад-хан, вспоминая свой визит в Бахчисарай, писал следующее: «Город этот расположен в красивой местности и отличается своей чистотою, оригинальностью и в нем как-то особенно хорошо чувствуется». Краткое время пребывания в Бахчисарае в первый визит в 1893 г. не дало возможности эмиру посетить гробницы ханов и другие достопримечательности. Но, как известно, в последующие годы эмир приезжал довольно часто. В газете И. Гаспринского есть упоминания о его приездах в 1896, 1898, 1900 годах.
И. Гаспринский, описывая визиты знаменитых гостей, дополнительно давал обширную и крайне важную информацию о страницах истории родного города. Пребывание именитых гостей в Бахчисарае, тем более мусульманской интеллигенции не часто освещаемая тема. Тем не менее – это знаковые события, как в истории города, так и Ханского дворца. На сегодняшний день благодаря материалам газеты «Переводчик-Терджиман» и воспоминаниям просветителя мы можем восполнить эту недостающую информацию.
Сеитмеметова С.А., старший научный
сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ