Для бахчисарайцев имя Елены Варнавовны Нагаевской – не просто имя известного искусствоведа и художника, долгие годы жившего в нашем городе. Это имя справедливо можно считать составляющей частью художественного образа Бахчисарая.

Как следует из биографии Е. В. Нагаевской, она родилась в небогатой крестьянской семье, переехавшей в село Япринцево Оренбургской губернии из-под Киева. Чуть позже родители перебрались в Актюбинск, где Елена с отличием окончила начальную школу. Её учёба и в дальнейшем шла с успехом: она училась в Мариинской женской гимназии, в Прогимназии, на факультете общественных наук в 1-м Среднеазиатском университете в Ташкенте. Именно в университете в 1923 г. она встретила своего первого супруга, революционера-меньшевика С. Ю. Волина, отбывавшего ссылку. Следуя за мужем, сосланным в Сибирь, Елена Варнавовна жила в Енисейске, Саратове, позднее – на Кавказе, где в 1926 г. и начала заниматься живописью, ожидая возможности совершить нелегальный отъезд за границу. Попытка уехать не удалась, а спустя несколько месяцев, уже в Москве, Нагаевская и сама не стала испытывать судьбу, в последний момент сойдя с подножки вагона, уходящего в Германию.

Оставшись в Москве, Нагаевская стала активно заниматься изобразительным искусством, увлекалась авангардом. В конце 1920-х гг., сблизившись с художниками из «Бубнового валета», писала произведения в стиле кубизма, но, начиная с 1930-х гг., отдавала предпочтение реалистической манере живописи. Тогда же познакомилась с искусствоведом и критиком А. Г. Роммом, ставшим её супругом. И тогда же, в 1930-е гг., впервые открыла для себя Крым, но, в основном, его восточное побережье – Коктебель и Феодосию.

В Бахчисарай Е. В. Нагаевская прибыла уже в достаточно зрелом возрасте – ей исполнился 51 год. В целом, её переезд в Крым из Москвы, был продиктован абсолютно профессиональным интересом, поскольку в Бахчисарайский музей пещерных городов её пригласили в качестве художника для будущей экспозиции и исследователя фресковых росписей знаменитых «пещерных городов» Юго-Западного Крыма. Приглашение поступило от Е. В. Веймарна – бывшего научного руководителя Е. В. Нагаевской, который сам тремя годами ранее перебрался из Москвы в Бахчисарай, чтобы возглавить здесь археологическую станцию Института археологии АН УССР.

Итак, появившаяся на свет 120 лет назад в суровом Оренбуржье, очень далеко от «города чистых водомётов», Елена Нагаевская полюбила Бахчисарай сразу и навсегда, о чём кратко и ёмко написала в своём письме к мужу: «Бахчисарай – это на всю жизнь…». Нагаевская недолго проработала в музее, поскольку вскоре скончался А. Г. Ромм, и она оставила музей, занявшись разборкой архива мужа. Но оставить Бахчисарай Елена Варнавовна уже не смогла и приобрела здесь старый крымскотатарский домик, где, правда, проживала только в тёплые месяцы, уезжая на зиму в Москву. После смерти Е. В. Нагаевской, уже в 1990-е гг., этот ветхий домишко был перестроен и стал известен далеко за пределами Крыма как «Мемориальный дом-музей Е. Нагаевской и А. Ромма».

Бахчисарайский музей-заповедник сегодня хранит в своём собрании живописные и графические произведения Елены Варнавовны Нагаевской. Всего их насчитывается более 30. Среди них – виды Бахчисарая и его окрестностей, написанные в знаменитом сиреневом колорите художницы, который не спутаешь ни с каким другим. Особое место занимают монументальные панно с изображением «пещерных городов» и других памятников археологии Юго-Западного Крыма, украшавшие когда-то экспозицию Музея археологии.

Arrow
Arrow
Slider

Оксана Алпашкина,

главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.

ПО МАТЕРИАЛАМ:

1. Нагаевская Е. В. Бахчисарай : очерк-путеводитель. — Симферополь: Таврида, 1976. — 111 с.

2. Соколова М. В. Единство душ. Елена Нагаевская и Александр Ромм. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. — 368 с.