О Бахчисарае как о ремесленном центре писал едва ли не каждый путешественник и исследователь, посетивший город в 17 – начале 20 века. Действительно, будучи некогда политической и культурной столицей Крымского ханства, город привлекал мастеров со всего полуострова. По современным меркам, город совершенно не отличался внушительными размерами: единственная главная улица проходила в низине долины, протянувшейся с запада на восток, и была протяженностью около трех километров. Средневековый путешественник и купец Эвлия Челеби отмечал границы Бахчисарая от «ворот Эски Саладжика до угла Эски Юрта» в восемь тысяч хороших шагов молодого человека, или один фарсах (12 тысяч шагов).

Именно эта каменистая и узкая улица и была «лицом» города: справа и слева в цокольных этажах домов располагались мастерские, так называемые «магъазы» – мастерские-магазины, где ремесленники изготавливали и сразу продавали свой товар. Все мастера были объединены в цеховые организации со строгими правилами на основе законов ислама. Как отмечал Э. Челеби, в Крыму число цехов доходило до 50. Среди них такие: ткачи, кожевенники, оружейники, ножевщики, плотники, камнерезы, чеканщики, гончары, кузнецы, торбочники, войлочники, ювелиры и пр. В цеха объединялись также строительные и сельскохозяйственные профессии: каменотесы, штукатуры, маляры, зодчие, земледельцы, пастухи. Этими ремеслами занимались мужчины.

Традиционными домашними занятиями женщин были вязание, ткачество, вышивка и золотное шитье, кружевоплетение, аппликация, шитье одежды. Каждая женщина имела в доме прялку и умела обрабатывать овечью шерсть и лен, окрашивать растительными красителями пряжу. Из шерсти на ткацком станке женщины ткали килимы – безворсовые цветные ковры и дорожки с традиционным орнаментом. Из хлопчатобумажной, льняной и шелковой пряжи выполняли тонкие ткани для шитья белья и платьев. В большом количестве женщины изготавливали различные полотенца эвджияр для быта и украшения дома. С раннего детства девочки обучались в домашних условиях искусству двусторонней вышивки и золотного шитья, готовили многочисленное приданое, украшали одежду и предметы быта.

IMG_20180316_142920Пришедшее в упадок в начале 20 века,  декоративное искусство крымских татар в настоящее время переживает этап возрождения. Мастера работают на добровольных началах, по собственной инициативе обучают учеников и передают свои навыки (к сожалению, кустарные промыслы не имеют государственной поддержки). Сегодня наиболее развиты женские рукоделия – золотное шитье и двусторонняя вышивка. Ежегодно бахчисарайские и симферопольские мастерицы (Эльвира Османова, Зарема Мустафаева, Хатидже Юнусова и многие другие) выпускают десятки учеников, способных в дальнейшем развивать искусство. Мастера-гончары Эльдар Гусенов, Абдюль Сейт-Аметов, Марина Курукчи используют традиционные формы, но  в работах каждого мастера четко читается оригинальный почерк, особенные детали. Одни из наиболее живописных и «дышащих стариной»  – работы крымских медников Али Умерова и Рустема Дервиша. Редкое и давно забытое искусство фонарщика возрождает сегодня единственный в Крыму мастер Энвер Яшлавский. Витражные светильники, выполненные из меди и стекла ручной работы, поражают изяществом и игрой света. Широко пользуется спросом искусство филиграни. Как и много лет назад, многие девушки, выходящие замуж, стараются иметь в приданом серебряные филигранные украшения: пояса, серьги, браслеты. Менее развиты ковроткачество и валяние войлока, что объясняется сложностью обработки сырья и дороговизной инструментов. В этих техниках работают Эльмаз Аппазова, Эльвира Османова, Лейля Аметова.

Необходимо сказать, что сто лет назад (а именно столько исполнилось Музею в ноябре 2017 года) Бахчисарайский дворец-музей стал центром возрождения ремесленных традиций: на базе учреждеIMG_20180316_143010ния работал Кустарно-промышленный техникум, студенты проходили практику и стажировки, проводились выставки. Возрождая эту традицию, полгода назад в стенах Ханского дворца была открыта выставка «Декоративное искусство крымских татар. Сквозь призму столетия», объединившая работы 40 мастеров со всех концов полуострова.  Выставка вызвала большой интерес как у жителей Крыма, так и туристов, в связи с чем руководством Бахчисарайского заповедника принято решение продлить ее работу до 30 октября 2018 года. Приглашаем всех желающих познакомиться с обновленной выставкой, а мастерам желаем вдохновения и дальнейших успехов.

 Абдураманова С. Н.

научный сотрудник ГБУ РК БИКАМЗ