Музеи и их коллекции обладают богатой информацией исторического, этнографического, культурного характера. К сожалению, в современном научном мире к музейным коллекциям обращаются меньше, чем к архивным источникам. Однако этот вид источников способствует более детальному и комплексному изучению исторических процессов, традиционного уклада, повседневной жизни представителей различных народностей. История ювелирного искусства в Крыму может служить ярким примером, демонстрирующим роль музейных коллекций в вопросе изучения ювелирного дела.
В коллекции Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника достойное место занимают изделия из золота, серебра и сплавов. В собрании представлены серебряные монеты, небольшое количество предметов быта из серебра: посуда, утварь, предметы религиозного культа. Особую группу составляют ювелирные украшения крымскотатарского народа, относящиеся к наиболее ярким музейным предметам. Данная группа пополнялась за счет передачи экспонатов из других музеев, закупки, безвозмездных даров и пожертвований местного населения, благодаря деятельности меценатов. Следует отметить, что это наиболее полное и разнообразное собрание ювелирных изделий. В нем представлены головные, шейно-нагрудные, поясные и украшения для рук – образцы ювелирной техники, бытовавшей в Крыму в XVIII – XIX вв. К сожалению, ни бахчисарайская коллекция, ни частные собрания, ни другие музейные фонды не обладают ювелирными изделиями более раннего периода. Мы не говорим о предметах XVI в., но даже украшения XVII в. в Крыму не сохранились. Ювелирные изделия рассматриваемого периода наиболее полно представлены в фондах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург). Это коллекция дорогих праздничных, парадных украшений, бытовавших среди крымской знати и членов Ханского дома. Их аналоги в более скромном исполнении сохранились до сегодняшнего времени в музейных и частных коллекциях.
В связи с этим, в данной статье постараемся презентовать те виды украшений, которые на сегодняшний день встречаются лишь в музейных коллекциях, а также утраченные экземпляры, сохранившиеся только в изобразительных материалах. Кроме того, введем в научный оборот ранее неопубликованные сведения о том, как носили те или иные украшения жительницы Крыма.
Сначала опишем ювелирные изделия, которые не сохранились до сегодняшнего дня, информацию о них черпаем из исторических и изобразительных источников. Среди них такие головные украшения: соргуч, стефан. В начале XVII в. в судебных книгах упоминается головное украшение соргуч – султан, головной убор с драгоценными камнями, и стефан – корона, головной убор с драгоценными камнями. Предположительно, мода на подобные украшения была занесена в Крым из Османской империи и пользовалась популярностью среди богатых представительниц знати.
Соргуч – вид головного украшения на длинной толстой игле, которым украшали женскую прическу или крепили к головному убору. О том, как выглядели подобные украшения, мы можем судить по фотографии, сохранившейся в фондах Бахчисарайского музея-заповедника.
Головное украшение в виде петушка, выполнено в технике ажурной филиграни, зерни, дополнено вставками из драгоценных (?) камней. В исламе считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммедом на первом небе рая, кричавшей: «Здесь не Бог, но Аллах». Изображение петуха у крымских татар обычно связывалось с пожеланиями изобилия, утренней зарей, появлением солнца и света.
Обладательницей второго украшения соргуч была ханская дочь или первая жена. Подпись на фотографии: «Алтын чечек (золотой цветок). Ювелирное украшение ханской дочери или первой жены». Трехлучевая шпилька-игла напоминает корону, два боковых луча украшают бутоны тюльпанов, в центре – многослойный цветок, состоящий из шариков, цепочек, подвесок, лепестков и пр. На Востоке тюльпан символизировал идеальную любовь, украшал герб и являлся символом Османской империи. Согласно персидской легенде, тюльпан появился из капель крови, пролитой влюбленными, с тех пор он стал считаться символом совершенной любви.
Продолжение следует.
с.н.с. МИККТ Чубукчиева Л.З.