Суфизм в Крыму имеет давнюю историю, берущую начало от ханов Берке и Узбека (сер. 13 в., п.п. 14 в.). Тарикаты имели значительное влияние на политику Крымского ханства, а некоторые представители рода Гераев сами были служителями орденов (Ислам Герай II, Хаджи Селим Герай I, Шахбаз Герай и др). К примеру, центром ордена Мевлеви был Эски-Юрт в Бахчисарае, а покровительствовал этому тарикату хан Мехмед Герай IV.
О крымских суфиях оставил яркие воспоминания турецкий путешественник Эвлия Челеби, многократно указывавший на представителей различных тарикатов (накшбендийе, мевлевийе, хальветийе, гульшенийе, джельветийе, кадирийе) во всех концах полуострова. Так он описывал дервишей во дворцовой мечети:
«Соборная мечеть Сахиб Герай-хана. Ее стены прочно сложены из камня. Это старой конструкции дом Божий с куполом, крытым дранкой, [торчащей, как иглы] ежа. Поскольку мечеть эта построена на средства, добытые священной войной, в ней царит возвышенный дух. Здесь находится множество мужей озарения, ясновидцев из общины праведников».
Очень живописно и подробно радение дервишей описал Ж. Ромм в записках о путешествии в Крым в 1786 г.
Но не менее интересным является описание А. Демидова, совершившего вояж по Крыму в 1837 году. Речь идет о радении «вертящихся» дервишей в карасубазарской мечети:
«Около девяти часов вечера, двадцать человек очень старых дервишей, украшенных длинными седыми бородами, пришли в мечеть и стали посреди ея в кружок, в центре котораго находился мулла, отличавшийся самым почтенным видом. Каждый дервиш начал петь и потихоньку кружиться, а мулла пел громче их всех и кружился гораздо быстрее, в противоположную сторону. Мало по малу все дервиши стали кружиться быстрее и быстрее, пение их раздавалось беспрерывно громче и громче, а под конец все они кружились с неимоверною быстротою. Целые двадцать минут продолжалось такое круговращение…».
В столице Крымского ханства – Бахчисарае было несколько текие – обителей дервишей. Одна из самых известных – на азизе Газы Мансур, в которой собирались на ежегодное служение «качающиеся» дервиши.
«Дервиш» с персидского языка – «бедняк». Однако неверно считать, что дервиши были нищими попрошайками.
Более того, они не просили милостыню, т.к. один из столпов ислама – это «зекят», подаяние, поэтому дервиши принимали подношение от правоверных. Странствуя по городам и странам, дервиши были важным источником новостей, рассказывали о чудесах, которые происходили по воле Аллаха. Если в город приходила группа странствующих дервишей, это было значительным событием для горожан: люди спешили увидеть этих мистиков, поговорить с ними, дать пожертвование.
Состояние «суфи» – это полное очищение духа, посвящение себя Всевышнему, служение ему. Также связывают слово «суф» с арабским словом «suf» – шерсть. Именно из грубой шерсти изготавливали одежду для суфиев. Дервиши всегда привлекали внимание путешественников своим живописным одеянием и атрибутами. Верхняя одежда дервишей имела форму халата или куртки, у разных тарикатов эти предметы отличались по цвету, крою и названию (джуббе, хырха, дестегюль и пр). Также было обязательно ношение пояса «кемер» и шерстяного колпака, стеганой шапочки «такъие», чалмы и прочих многочисленных аксессуаров. Каждый предмет и даже каждая мельчайшая деталь украшения на одежде имели большое значение, свой сакральный смысл.
Странствующие дервиши к поясу крепили сафьяновую сумку «джильбент» или сетчатую котомку «софра», представляющую собой кусок ткани, собирающийся по краю на шнурок. Однако одним из самых интересных атрибутов дервишей был «кешкуль» (с перс. – чаша, миска) – специальный сосуд, в который верующие клали подаяние.
Традиционно кешкуль изготавливали из половинки скорлупы индийского ореха. Его лодкообразная форма символизировала ковчег Нуха (Ноя), а объем был достаточным для одного приема пищи. Также могли использовать медные и бронзовые кешкуль, иногда вся поверхность их была украшена кораническими текстами. Кешкуль крепили к поясу с помощью цепочки или бечевки. Этот предмет имел универсальное применение у дервишей: в нем хранили пищу, ели, из него пили воду из родника, совершали омовение. Также во время радения в кешкуль складывали сухофрукты и сладости, которые после молитвы раздавали детям и больным людям.
Такой удивительный предмет хранится в Бахчисарайском музее-заповеднике: кешкуль изготовлен из скорлупы индийского ореха, с черной лощеной поверхностью. Экспонат, к сожалению, имеет крайне скудное описание в фондовых книгах. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах он появился в фондах дворца-музея, но в инвентарной книге, которая была написана Усеином Боданинским и окончена в 1925 г., этот предмет уже значится. Возможно, как и многие экспонаты, в то время этот кешкуль был приобретен у антикваров, а возможно – был свидетелем странствий крымского дервиша.
Сафие Абдураманова, н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ