Работает по предварительным заявкам! Телефон для справок: (36554) 4-76-98
Археологическая выставка «Столовая посуда Юго-Западного Крыма I-XVIII вв.» расположена в здании Зынджирлы-медресе музейного комплекса Салачик Бахчисарайского историко-культурного заповедника. На выставке представлена уникальная коллекция керамической, стеклянной, полуфаянсовой и фаянсовой столовой посуды производства Крыма, Египта, Малой Азии, Персии, Сирии и Палестины, происходящая из раскопок Мангупского, Эски-Керменского, Баклинского городищ, а также могильников Усть-Альма, Алмалык, Красный Мак, Озерное и др.
Экспозиция расположена в четырёх залах Зынджирлы-медресе. В каждом зале представлена посуда определенного временного отрезка, где прослеживается эволюция моды на определенные формы, способов изготовления, декорирования. Каждый зал рассказывает о способе изготовления того или иного вида столовой посуды в определенный хронологический период.
В I-II вв. Крым находился на периферии ойкумены того времени. Реальной властью в Юго-Западном Крыму обладала правящая верхушка позднее-скифских племён. Естественно, что знать варваров старалась подражать тогдашним «властелинам мира»: римлянам, включившим примерно в это время Юго-Западный Крым в орбиту своего влияния. Именно из Римской Империи и приходит мода на т.н. «красный лак», так же называющийся «terra sigilata». Традиционно краснолаковая посуда импортировалась в Крым. Экспонаты происходят из раскопок Усть-Альминского некрополя, могильника с. Заветное, с. Красный Мак, могильника Озёрное-2, Алмалык, городища Алма-Кермен.
На выставке представлен уникальный экспонат периода рассвета краснолаковой посуды – фигурный кувшин, датируемый второй четвертью II в. н. э., происходящий из Усть-Альминского некрополя (раскопки 2006 г.). Кувшин выполнен в виде головы Силена, на горлышке сосуда помещено изображение Деметры-Коры. Силен является демоном, сыном Гермеса и наставником Диониса. Он вечно пьян, толстый, лысый, курносый, веселый и добродушный старик с лошадиными копытами и хвостом. Из-за непрерывного пьянства он, как правило, не может самостоятельно передвигаться, и его ведут под руки или везут на осле сатиры. Он большой любитель музыки, шумного веселья. Часто в полупьяном состоянии он рассказывает спутникам Диониса о рождении мира. Именно он открыл Дионису тайны природы и научил искусству изготовления вина. Деметра же является богиней плодородия и земледелия. Таким образом, кувшин олицетворяет хмельные празднества и благодарность за собранный урожай матери-земле.
Примерно в IX в. появляется первая византийская поливная посуда. В коллекции КРУ БИКЗ достаточно сохранившихся вещей нет, что говорит об их редкости и эксклюзивности. Но в XII в. местная византийская аристократия уже имеет возможность следовать общеимперской моде на поливную посуду, и она становится для Крыма распространённым изделием. Спросом пользуется не только импорт, но и продукция местных мастеров
К XIV в. Византийская империя как политическая сила приходит в упадок и в Юго-Западном Крыму утверждается власть правителей феодальных княжеств. Одно из них – княжество Феодоро, чьи правители происходили из провинциальной аристократии Византийской империи. Другой независимой политической силой становится Крымский Улус Золотой Орды (после 1441 г. – Крымское Ханство). В это время начинается проникновение восточной моды на посуду из Ирана, Индии и даже Китая и Кореи (через Великий Шёлковый путь, шедший по территории Золотой Орды и выходивший в Кафу-Феодосию). Производство поливной посуды достигает своего пика в красочности мотивов, качестве керамики сосуда и т.д. В Крыму известно несколько центров производства поливы, одним из которых является нынешняя Алушта. Возможно, что поливную керамику производили и на Мангупе (городе Феодоро) и других крупных городских центрах Юго-Западного Крыма.
В середине ХV в. начинается закат поливных сервизов, они превращаются из парадных в ординарные наборы. Началом этому послужило появление моды на т.н. «милетскую серию» и псевдоселадоны в середине ХV в., которая возникла под влиянием Востока.
«Милетская серия» производилась с 1453г. в бывшем византийском городе, бывшей столице Никейской империи, Никее, который после завоевания турками-османами получил название Изник. Эта посуда ещё изготавливается из глины. Орнаментация «милетской серии» была красочной и яркой: сосуды были покрыты белой и расписаны синими и голубыми, бирюзовыми и зелеными и черными красками. В гамме и мотивах росписи проявлялось влияние Ирана и Сирии. Подобный декор копировали, как правило, с гравировки медных импортных изделий и богато расшитых тканей и ковров. К «милетской серии» относятся не только сосуды, но и глазурованная плитка, служившая для украшения интерьеров мечетей и богатых домов.
Примерно в одно время с «Милетской серией» (после завоевания Малой Азии турками-османами) начинают производиться псевдоселодоны. По характеру и составу глины они были аналогичны фаянсам, но были покрыты непрозрачной матовой глазурью нежно-зеленого цвета. Для их декорирования использовались рельефные узоры, которые предварительно вырезались в форме. В Крыму, вероятнее всего, использовалась посуда, изготовленная в Египте. Псевдоселадоны являются лишь имитацией произведений ремесленного искусства китайских и корейских мастеров.
В 1475 г. с падением Феодоро в Крыму не остаётся независимых от Оттоманской Порты государств. Княжество Феодоро входит в состав этой империи, Крымское ханство признаёт свой вассалитет. Это отражается и на моде на парадную сервировку. Наиболее дорогими и изысканными теперь считается посуда «милетской серии» (с начала ХVI в. замещается посудой «Iznik Ware»), псевдоселадоны и фаянс, производителем которого в Османской империи становится город Кютахья.
Поливная керамика продолжает использоваться, но уже не может соревноваться по красочности и нарядности с псевдоселадонами, «милетской серией», «Iznik Ware», и фаянсами. Она утрачивает богатую орнаментацию, становится однотонной и превращается в повседневную столовую посуду. Такой комплект парадного сервиза сохраняется на Крымском полуострове вплоть до присоединения Крыма к Российской империи.
Экспозиция расположена в четырёх залах Зынджирлы-медресе. В каждом зале представлена посуда определенного временного отрезка, где прослеживается эволюция моды на определенные формы, способов изготовления, декорирования. Каждый зал рассказывает о способе изготовления того или иного вида столовой посуды в определенный хронологический период.
В I-II вв. Крым находился на периферии ойкумены того времени. Реальной властью в Юго-Западном Крыму обладала правящая верхушка позднее-скифских племён. Естественно, что знать варваров старалась подражать тогдашним «властелинам мира»: римлянам, включившим примерно в это время Юго-Западный Крым в орбиту своего влияния. Именно из Римской Империи и приходит мода на т.н. «красный лак», так же называющийся «terra sigilata». Традиционно краснолаковая посуда импортировалась в Крым. Экспонаты происходят из раскопок Усть-Альминского некрополя, могильника с. Заветное, с. Красный Мак, могильника Озёрное-2, Алмалык, городища Алма-Кермен.
На выставке представлен уникальный экспонат периода рассвета краснолаковой посуды – фигурный кувшин, датируемый второй четвертью II в. н. э., происходящий из Усть-Альминского некрополя (раскопки 2006 г.). Кувшин выполнен в виде головы Силена, на горлышке сосуда помещено изображение Деметры-Коры. Силен является демоном, сыном Гермеса и наставником Диониса. Он вечно пьян, толстый, лысый, курносый, веселый и добродушный старик с лошадиными копытами и хвостом. Из-за непрерывного пьянства он, как правило, не может самостоятельно передвигаться, и его ведут под руки или везут на осле сатиры. Он большой любитель музыки, шумного веселья. Часто в полупьяном состоянии он рассказывает спутникам Диониса о рождении мира. Именно он открыл Дионису тайны природы и научил искусству изготовления вина. Деметра же является богиней плодородия и земледелия. Таким образом, кувшин олицетворяет хмельные празднества и благодарность за собранный урожай матери-земле.
Примерно в IX в. появляется первая византийская поливная посуда. В коллекции КРУ БИКЗ достаточно сохранившихся вещей нет, что говорит об их редкости и эксклюзивности. Но в XII в. местная византийская аристократия уже имеет возможность следовать общеимперской моде на поливную посуду, и она становится для Крыма распространённым изделием. Спросом пользуется не только импорт, но и продукция местных мастеров
К XIV в. Византийская империя как политическая сила приходит в упадок и в Юго-Западном Крыму утверждается власть правителей феодальных княжеств. Одно из них – княжество Феодоро, чьи правители происходили из провинциальной аристократии Византийской империи. Другой независимой политической силой становится Крымский Улус Золотой Орды (после 1441 г. – Крымское Ханство). В это время начинается проникновение восточной моды на посуду из Ирана, Индии и даже Китая и Кореи (через Великий Шёлковый путь, шедший по территории Золотой Орды и выходивший в Кафу-Феодосию). Производство поливной посуды достигает своего пика в красочности мотивов, качестве керамики сосуда и т.д. В Крыму известно несколько центров производства поливы, одним из которых является нынешняя Алушта. Возможно, что поливную керамику производили и на Мангупе (городе Феодоро) и других крупных городских центрах Юго-Западного Крыма.
В середине ХV в. начинается закат поливных сервизов, они превращаются из парадных в ординарные наборы. Началом этому послужило появление моды на т.н. «милетскую серию» и псевдоселадоны в середине ХV в., которая возникла под влиянием Востока.
«Милетская серия» производилась с 1453г. в бывшем византийском городе, бывшей столице Никейской империи, Никее, который после завоевания турками-османами получил название Изник. Эта посуда ещё изготавливается из глины. Орнаментация «милетской серии» была красочной и яркой: сосуды были покрыты белой и расписаны синими и голубыми, бирюзовыми и зелеными и черными красками. В гамме и мотивах росписи проявлялось влияние Ирана и Сирии. Подобный декор копировали, как правило, с гравировки медных импортных изделий и богато расшитых тканей и ковров. К «милетской серии» относятся не только сосуды, но и глазурованная плитка, служившая для украшения интерьеров мечетей и богатых домов.
Примерно в одно время с «Милетской серией» (после завоевания Малой Азии турками-османами) начинают производиться псевдоселодоны. По характеру и составу глины они были аналогичны фаянсам, но были покрыты непрозрачной матовой глазурью нежно-зеленого цвета. Для их декорирования использовались рельефные узоры, которые предварительно вырезались в форме. В Крыму, вероятнее всего, использовалась посуда, изготовленная в Египте. Псевдоселадоны являются лишь имитацией произведений ремесленного искусства китайских и корейских мастеров.
В 1475 г. с падением Феодоро в Крыму не остаётся независимых от Оттоманской Порты государств. Княжество Феодоро входит в состав этой империи, Крымское ханство признаёт свой вассалитет. Это отражается и на моде на парадную сервировку. Наиболее дорогими и изысканными теперь считается посуда «милетской серии» (с начала ХVI в. замещается посудой «Iznik Ware»), псевдоселадоны и фаянс, производителем которого в Османской империи становится город Кютахья.
Поливная керамика продолжает использоваться, но уже не может соревноваться по красочности и нарядности с псевдоселадонами, «милетской серией», «Iznik Ware», и фаянсами. Она утрачивает богатую орнаментацию, становится однотонной и превращается в повседневную столовую посуду. Такой комплект парадного сервиза сохраняется на Крымском полуострове вплоть до присоединения Крыма к Российской империи.