Уважаемые посетители! Сайт в настоящее время находится на доработке.
Историко-археологический комплекс Салачик — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

Историко-археологический комплекс Салачик

Историко-археологический комплекс Салачик представляет собой место, где был построен первый дворец крымских ханов. От построек этого дворца сохранились только три здания (Дюрбе Хаджи-Гирея, Зынджирлы медресе и предполагаемая мечеть Менги-Гирея) и открытые руины четвёртого (бани). По сведениям турецкого путешественника XVII в. Эвелия Челеби, в Салачике он также видел  древний дворец ханов и высокий дворец правосудия 1535-1536 гг.

Салачик, став в XV в. резиденцией Хаджи Гирея, являлся «предместьем» крепости расположенной над ним (Чуфут-Кале). Всё это место, в том числе и село Марьямполь с Успенским монастырём, в XV в. носило название Кырк-Ер.

Самое красивое здание комплекса – дюрбе хана Хаджи Гирея, которое было построено Менгли Гиреем (сыном Хаджи Гирея) в 1501 г. и открытого к 21 марта

(в день весеннего равноденствия, т.е. в праздник Наврез). Здание дюрбе представляет собой восьмигранное толстостенное сооружение высотой 11 метров со свинцовым куполом. С востока к нему примыкает богато орнаментированный портал. Его боковые стены содержат две ниши, обрамленные резными пилястрами с едва заметными следами краски. Они представлены в виде михрабов. По обеим сторонам каждой боковой ниши над пилястрами располагаются два медальона, которые заполнены надписями в зеркальном отображении. Над входом расположена надпись о том, что это дюрбе было построено в честь хана Хаджи Гирея его сыном Менгли Гиреем. Стены портала покрыты рельефной каменной резьбой, основными элементами которой являются пальметты, розетки, руми. Лицевая поверхность портала оформлена сельджукским узлом. Это характерный элемент архитектурного орнамента всего золотоордынского Крыма. Таким же орнаментом оформлен портал дюрбе Джанике-Ханым на плато городища Чуфут-Кале. Сельджукский узел характерен не только для мусульманской, но и для христианской архитектуры золотоордынского Крыма: таким же сельджукским узлом оформлены наличники Цитадели Мангупского городища.

Здание дюрбе состоит из двух частей: подземной, в которой расположен склеп-усыпальница и наземной, в которой расположено помещение для погребально-поминальных действий.

В 2006-2007 годах при реставрации, консервации и археологическом исследовании дюрбе, археологами был вскрыт склеп, где было обнаружено 18 погребений: 13 взрослых и 5 детских костяков. Были найдены ткани расшитые золотом, металлические крепления для них, остатки стеганых одеял и подушек, а также деревянные надгробные изваяния с резным орнаментом. Исследователи считают, что среди этих 13 погребенных находились ханы Хаджи Гирей, Менгли Гирей и Сахиб Гирей.

Важнейшее место в комплексе архитектурных сооружений в Салачике принадлежит зданию мусульманского духовного училища Зынджирлы-медресе, которое  считается одним из старейших учебных заведений на территории Крыма и Восточной Европы, действовавшим с 1500 года вплоть до 1917 года. От слова «зынджир» — «цепь», и получило оно своё название «Зынджирлы медресе» — Медресе с цепью. Никто из входящих не мог попасть в медресе, не склонившись перед храмом науки и знаний. Надпись над входом  по сей день гласит: «Это медресе приказал с помощью Аллаха построить добродетельный хан Менгли Гирай, сын хана Хаджи Гирая, царствование которого пусть Аллах продлит до конца света. 906г. (1500г)».

Зынджырлы медресе в плане имеет прямоугольную форму слегка вытянутую с севера на юг, размерами 27х25 м. и общей площадью 675 м2. По центру южной стены располагается главный вход. Внутри помещение разделено на три части: открытый световой дворик (в древности он не имел перекрытия), галерею и помещения для учеников и учителей. Галереи имеют купольные перекрытия, которые опираются на стены и ряд колонн. Из галереи двери открывают вход в тринадцать помещений. В основном это комнаты для сохт (учащихся). Стены помещения местами расписаны арабской вязью на средневековом литературном языке  Крымского ханства при помощи чернил. Датируются надписи XVII в. По содержанию одни представляют собой поэтические строки, другие – учебные упражнения. Кроме этого, на внутренних стенах также имеются процарапанные сюжетные граффити, которые достаточно необычны для духовного училища: четыре всадника, скачущих один за другим, или изображение корабля. В Зынджырлы-медресе всегда придерживались трёх заповедей: вера помогает умным; только знающий будет уважаем и любим; власть — ничто, если управлять, не зная и не веруя!

Прокрутить вверх