Не случайно этими словами Генриха Гейне начинается наш небольшой рассказ об Усеине Боданинском. О нем написано немало: каждый крымовед знает и чтит имя основателя и первого директора Бахчисарайского дворца-музея. Большинство статей, посвященных этому человеку, начинается со слов: «У. Боданинский (1877-1938) родился в Симферополе в семье преподавателя Симферопольского народного татарского училища Абдурефи Боданинского». Всю свою недолгую жизнь ученый-краевед посвятил защите и сохранению культурного наследия Крыма, возрождению и становлению национальной культуры и просвещения. Но хочется вспомнить, что за любым успешным мужчиной стоит женщина. Какие женщины были рядом с Усеином Боданинским, кто был спутником его жизни? Попытаемся собрать воедино все то, что известно об этой стороне жизни Народного учителя.
Рано потеряв родителей (отец Абдурефи Эсадулла – учитель, мать – дворянка Эсма, дочь дворянина Селямета Аги), воспитывался в семье старшего брата Али (1865-1920, выдающийся просветитель, журналист, филолог). В 1896 году, после окончания Симферопольской татарской учительской школы, молодой учитель отправился в Москву, получать профессию художника в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1896-1905 гг.). С этого момента начинается череда событий и знакомств с семьей Фоминых, которые сыграют немаловажную роль в дальнейшей судьбе и станут его спутниками жизни.
Первым из Фоминых стал Александр Александрович, преподаватель и заведующий библиотекой, работавший директором Симферопольского семиклассного коммерческого училища. В 1905 году он пригласил молодого выпускника Строгановки преподавать рисование. Здесь же началось знакомство и с сестрой А. Фомина – Ольгой: у Фоминых на квартире был учрежден литературно-художественный и музыкально-драматический кружок «Чатырдаг».
В 1907 г. Усеин был откомандирован заведовать филиалом Строгановского училища в Подмосковье, а в 1909 году – переведен в Москву преподавателем рисования. Исследователь Р. Эминов сообщает, что эти два года У. Боданинский работал в Турции, Германии, Франции, а в 1909 году в возрасте 32 лет женился на 36-летней Ольге Александровне Фоминой (1873-1927), причем произошло это в Стамбуле. Автор приводит копию брачного свидетельства о заключении брака по мусульманскому обряду: указана сумма уплаты «михри-муаджель» (сумма, согласно брачному контракту, полагающаяся супруге) – 501 пиастр. Здесь также указан адрес, по которому молодые люди проживали в Константинополе по адресу Бей-оглу Калынджи-Куллюгъ, ул. Силёгозъ, дом №8 российские подданные и в присутствии четырех свидетелей заключили брак 22 июля 1909 года в приходской мечети Камеръ-хатун в Бей-оглу.
Со вторым братом супруги, архитектором Иваном Александровичем, Усеин Боданинский работал над росписью зданий Санкт-Петербурга. С третьим братом, Валерием Александровичем, Усеина связал Бахчисарайский дворец, памятник архитектуры Крымского ханства, нуждающийся в срочной реставрации. Валерий Фомин входил в специально созданную Научно-художественную комиссию при Императорской археологической комиссии по реставрации дворца.
Супруги Боданинские вернулись в 1916 году в Крым, началась долгая и сложная работа по превращению ханской резиденции в художественно-исторический музей. Кроме того, много времени художник уделял изучению археологических памятников и физических типов крымских татар. В этом ему помогала Софья Васильевна Львова, впоследствии ставшая супругой Александра Александровича Фомина.
После основания дворца-музея Боданинский развернул активную организационную работу, в которой на помощь ему приходила супруга Ольга. Интересно, что в штат она не входила, но выполняла много работы. Р.Р. Эминов приводит строки из дневника директора музея за 1924-25 гг. и отчетов за 1926-27 гг., где указывается, что О. Фомина принимала участие в заседаниях краеведческого кружка при музее и ездила в командировки по экспозиционным и реставрационным вопросам.
5 декабря 1927 года Ольга Фомина внезапно скончалась, о чем сообщил О. Акчокраклы в некрологе. Он говорил о ее неоценимом вкладе в становление Дворца-музея и Художественно-промышленной школы, о большой помощи в просвещение крымских татар, о ее преподавательской и воспитательной деятельности: «Последние годы жизни она работала в Бахчисарайском дворце-музее татарской культуры, занимаясь научной деятельностью, а также принимала участие в делах управления музеем. С сожалением извещаем о безвременной потере нашего помощника и друга на пути просвещения и культуры, и по этому поводу выражаем соболезнования и разделяем скорбь с родными и близкими». В фондах музея-заповедника сохранился единственный портрет Ольги Фоминой, предположительно написанный У. Боданинским.
Необходимо отметить, что неделей раньше в Москве скончался и брат Ольги – Валерий. Вскоре в жизни Усеина Боданинского появляется еще один член семьи Фоминых – Анна Никитична (1895-?), вдова Валерия, которая после смерти мужа переехала в Крым, устроилась на работу в Центральный музей Тавриды, но перебралась в Бахчисарай. С 1 января 1928 года она стала штатным научно-техническим сотрудником Бахчисарайского Дворца-музея до апреля 1928 года. И даже после увольнения она работала фотолаборантом. Официально вновь на работу она была принята уже летом 1931 года, но уже под фамилией Боданинская. Точная дата регистрации брака исследователям пока неизвестна.
Что стало причиной сближения Усеина Боданинского и Анны Фоминой? Возможно, одиночество и несвоевременное вдовство, возможно – общие идеи, которые связывали Усеина и семью Фоминых. Они мыслили в унисон, жили одной идеей, работали на один результат.
Имя Анны Фоминой записано в инвентарных книгах музея: она передавала в дар предметы искусства, среди которых женские украшения, музыкальный инструмент, зеркало и пр.
В 1934 году начались репрессии, Усеин Боданинский покинул пост директора, вслед за ним уволилась и супруга. Боданинские переехали в Москву, затем в Тбилиси в 1936 году. Приходилось жить на средства, заработанные художником за оформление общественных зданий. 17 апреля 1938 года Усеин Боданинский был осужден и расстрелян. Его супруга, Анна Никитична, также была осуждена на 5 лет исправительно-трудовых лагерей в августе 1938 года за то, что была «женой изменника Родины, активного участника контрреволюционной шпионской миллифирковской подпольной организации в Крыму Боданинского Усеина Абдурефиевича, укрывала его преступную деятельность и связи, не сообщала о его преступлениях органам власти». Что с ней произошло дальше – нам неизвестно.
К сожалению, ни с первой, ни со второй супругой у Усеина Боданинского не было детей. Однако известно, что после трагической смерти старшего брата Али Боданинского в 1920 году, Усеин и Анна взяли на воспитание восьмилетнюю дочь Али – Сайде (1912-2013), которая воспитывалась как родная дочь и впоследствии очень тепло отзывалась о дяде и его супруге. Девушка окончила Бахчисарайский художественно-промышленный техникум народов Востока и уехала в Москву, где работала помощницей художника на ткацком комбинате. Сын Сайде Боданинской и известного крымскотатарского поэта Эшрефа Шемьи-заде – наш современник, известный профессор, доктор физико-математических наук, писатель, публицист Айдын Шемьи-заде.
Статья подготовлена по материалам:
1. Козлов В. Ф. Директор музея // Йылдыз. – 1987. — №4. – с. 112-125.
2. Морозова А. А. О.А. Фоминой посвящается… // Рукописные и старопечатные Кораны в собрании Бахчисарайского музея-заповедника: каталог / У.Н. Рамазанова. – Белгород: КОНСТАНТА, 2016. – с. 4-5.
3. Урсу Д. П. Деятели крымскотатарской культуры (1921-1944): библиографический словарь. – Симферополь: Доля, 1999. – 240 с.
4. Эминов Р. Р. Деятельность Фоминых-Боданинских в Бахчисарайском дворце-музее // Документирование театрального наследия: Международная научная конференция: к 90-
летию Российской государственной библиотеки искусств: доклады, сообщения, публикации / Рос.гос.б-ка искусств; сост. А.А. Колганова. – М.: Новое издательство, 2013. – с. 235-245.
5. Эминов Р. Р. Первый крымтатарский национальный музей // Qasevet. – 2011. – № 38. – с. 2-15. 6. http://milli-firka.org/ Шемьи-Заде А. Али Боданинский — просветитель и революционер. 17.03.2009 7. https://ru.krymr.com/a/27080767.html Бекирова Г. «Сверкает впечатляющей особой поэтической искрой». 19 июня 2015
Сафие Абдураманова, с.н.с. МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ