Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
ЗАЯВЛЕНИЕ КРЫМСКИХ МУЗЕЕВ ПО ПОВОДУ ВЫСТАВКИ «КРЫМ — ЗОЛОТОЙ ОСТРОВ В ЧЕРНОМ МОРЕ» — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

ЗАЯВЛЕНИЕ КРЫМСКИХ МУЗЕЕВ ПО ПОВОДУ ВЫСТАВКИ «КРЫМ — ЗОЛОТОЙ ОСТРОВ В ЧЕРНОМ МОРЕ»

В декабре 2014 года и ноябре 2015 года Керченский историко-культурный заповедник, Центральный музей Тавриды, Бахчисарайский государственный историко-культурный заповедник и Заповедник «Херсонес Таврический» (далее — «Музеи») издали пресс-релизы, посвященные предметам их коллекций, которые в этом качестве выставлялись в Музее АллардаПирсона (МАП) в Амстердаме в период с февраля по август 2014 года.

По итогам судебного заседания по делу о споре между Музеями, МАП и Государством Украина, которое состоялось в Суде Амстердама 5 октября 2016 г., журналисты различных изданий и другие заинтересованные лица
обратились к Музеям с рядом вопросов, настоящий пресс-релиз призван внести единство в ответы на некоторые из этих вопросов.

Во-первых, Музеи повторяют то, что было заявлено ими в ранее изданных пресс-релизах: вопрос состоит не в том, кто именно: Россия или Украина, получит ценнейшие предметы коллекций Музеев. Спор не имеет политического измерения. Музеи по своей сути являются абсолютно нейтральными организациями, не обладающими политическим влиянием и не имеющими политических обязанностей, они лишь стараются выполнять свои прямые обязанности по сохранению единства уникальных коллекций памятников крымской истории и культуры, которые были найдены на территории Крыма и всегда находились на хранении и попечении Музеев. Исход дела не должен зависеть от политического диалога между Украиной и Россией.

Во-вторых, Музеи полагают, что спор касается вопросов гражданского права, таких как контракты между Музеями и МАП, и прав, которыми Музеи всегда обладали и продолжают обладать в отношении коллекций, находящихся в их оперативном управлении. Как указывалось в первом пресс-релизе, изданном в ноябре 2014 года, Министерство иностранных дел Нидерландов также отметило тот факт, что спор носит исключительно гражданско-правовой характер. Во втором пресс-релизе, изданном в ноябре 2015 года, Музеи пояснили, что гражданско-правовые основания для передачи или перемещения Предметов из Амстердама, где они в настоящее время находятся, в Киев, отсутствуют.

В-третьих, если говорить о деле с точки зрения культурных аспектов, то Музеи повторно заявляют о том, что в музейном сообществе сложилось единое мнение, согласно которому защите подлежат как сами музейные коллекции, так и их целостность. Любая попытка дробления коллекций или обособления музейных предметов от связанной с ними документации является нарушением данного принципа.

И последнее. Были высказаны опасения в связи с тем, что Предметы, входящие в состав коллекций Музеев, которые в настоящее время хранятся в Амстердаме, будут перемещены на территорию континентальной России после из возвращения в Крым в соответствии с условиями контрактов, заключенных между Музеями и МАП, и правами, которыми обладают Музеи как организации, в чьем владении и оперативном управлении находятся соответствующие предметы. У Музеев никаких опасений на данный счет нет. В период с марта 2014 года ни одна из ценностей, которые остаются в составе коллекций и по-прежнему экспонируются в Крыму в соответствии с ранее заведенной практикой, не была перемещена на территорию континентальной России, равно как запросы на передачу соответствующих ценностей не поступали. Украина предположила, что подобное развитие событий имело место в случае другого крымского музея, который не является стороной по данному делу, а именно Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского. Ряд картин, входящих в состав коллекции указанной галереи, в настоящее время выставлен в Третьяковской галерее в Москве.

Музеи не имеют отношения к этому проекту, однако в свете предположений, которые были озвучены в ходе заседания по делу, состоявшегося 5 октября 2016 года в г. Амстердаме, они навели справки как в Феодосии, так и в Москве.

В ответ на запросы Музеев все участники проекта подтвердили, что у них отсутствуют какие бы то ни было сомнения в том, что после завершения реставрации и выставки в Москве 20 ноября 2016 г. все предоставленные для проведения выставки предметы будут незамедлительно возвращены Феодосийской картинной галерее им. И. К. Айвазовского в соответствии с гарантиями, данными Третьяковской галереей на основании договора от 6 мая 2016 г.

Временная выставка соответствующих картин в Москве была организована с прямого согласия Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского.

В соответствии с договоренностями сторон в настоящее время 14 графических произведений находятся на реставрации и 11 живописных произведений демонстрируются в рамках масштабной выставки в составе 200 экспонатов, представленных различными музеями России и Армении (дополнительную информацию можно получить по ссылке http://www.tretyakovgallery.ru/en/calendar/root5601724/root56017246354/).

В соответствии с графиком проекта, отреставрированные предметы должны быть возвращены в Крым в конце текущего месяца. Картины будут возвращены в Крым в течение 3 недель после закрытия выставки. Об этом, вне всякого сомнения, будет сообщено в прессе. Музеи также будут следить за ситуацией.

Все участники проекта с готовностью отреагировали на предложение о демонстрации произведений искусства за пределами Крыма. В настоящее время это единственная возможность для знакомства широкой публики с искусством Крыма за пределами собственно Республики Крым — как показывает ситуация, сложившаяся в Амстердаме, проведение подобных выставок за пределами Российской Федерации сегодня невозможно, поскольку сопряжено с риском вмешательства со стороны Украины (по меньшей мере, до тех пор, пока Судом Амстердама не будет вынесено решение по вопросу о законности такого вмешательства).

По полученным Музеями свидетельствам обеих галерей, участвующих в проекте, выставка «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» воспринимается как положительное и важное культурное событие, выставка знакомит общественность с творчеством Айвазовского и служит примером эффективного сотрудничества культурных учреждений. Именно на такое сотрудничество Музеи рассчитывали в случае проектов с участием Рейнского краеведческого музея в Бонне и МАП в Амстердаме.

Учитывая многочисленные вопросы представителей СМИ, Музеи хотели бы дословно повторить то, что было ими заявлено во втором пресс-релизе:

«Музеи не имеют ни малейшего желания превращать судебный процесс и аргументацию сторон в публичное выяснение отношений, освещаемое в СМИ.

Музеи просто и искренне полагают, что с правовой точки зрения они имеют право требовать исполнения договоров, которые были заключены с МАП, и что Украина не имеет надлежащих оснований для вмешательства. Возврат Экспонатов обеспечен правом также с культурно-исторической точки зрения.

Царящее на Украине разочарование в политической ситуации можно понять, но его не следует обращать против Музеев, которые не могут обвиняться в политических изменениях и не имеют никакого влияния на такие изменения».

Музеи повторно заявляют, что они рассчитывают на то, что высокий профессиональный авторитет и здравый смысл позволят судьям Суда Амстердама вынести справедливое решение по данному делу, которое будет озвучено в 10.00 14 декабря 2016 года.

Бахчисарайский историко-культурный заповедник
Керченский историко-культурный заповедник
Заповедник «Херсонес Таврический»
Центральный музей Тавриды

Октябрь 2016 года

Прокрутить вверх