Уважаемые посетители! Приглашаем вас принять участие в акции "Дни здоровья" и выиграть в подарок туристический набор посуды!
ЗАГАДОЧНАЯ МАЛАЯ ТАРТАРИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦЕВ (по материалам из собрания БИКАМЗ) — Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник

ЗАГАДОЧНАЯ МАЛАЯ ТАРТАРИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦЕВ (по материалам из собрания БИКАМЗ)

Как известно, с  начала XIII века, с зарождением империи Чингисхана, обобщённым географическим термином «Тартария, или Татария» в Европе называли современную Центральную Евразию. И хотя европейцы не понаслышке знали о татарах, совершавших свои походы, в то же время, очень скудными были сведения о стране Тартарии как таковой, исчезнувшей с географической карты к началу  XIX века. Неслучайно ведь название «Тартария» является не чем иным, как производным от Тартара – древнегреческой бездны, места, которое, согласно греческой мифологии, находится «…в Аиде, удаленное от поверхности земли на такое же расстояние, как земля от неба».

Также в трудах европейских историков, картографов и художников мы встречаем название «Малая Тартария», или «Малая Татария», относящееся к Крымскому ханству. Употреблялось оно вплоть до   середины XIX века, и земля эта долгое время была столь же загадочной для европейцев… Но благодаря «монгольскому миру», в  XIII-XIV вв. эта земля начала изучаться Европой в лице дипломатов, миссионеров, путешественников, торговцев. С зарождением же в Европе в эпоху Нового времени востоковедения, в представлениях об Азии и Востоке наблюдается огромный прорыв, который наиболее активным был в нач. XVII века. Тартарию, в том числе и Малую, активно изучают: составляют карты, издают разные по направленности описания: региональные, политические, этнографические. Эти описания, как правило, содержат бесценный с точки зрения информативности иллюстративный материал, некоторые экземпляры которого, а именно – портретные гравюры, хранятся и в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника.

Становление и распространение портретной гравюры в европейских государствах пришлись на  XVI век. В качестве оригинала гравёрами использовались живописные и скульптурные изображения, по типологии нередкими были так называемые «портреты за парапетом», моду на которые ввели голландские живописцы, а затем в гравюре это сделал признанный мастер печатной графики А. Дюрер. Как и у древних римлян, парапет содержал латинскую надпись с прославлением заслуг и достижений портретируемого.

Большинство гравюр из бахчисарайской музейной коллекции составляют портреты крымских ханов, но также среди изображений – ханские наследники, послы, военачальники. Имеются и портреты, представляющие типы татар в Крыму. Как правило, изображения являются поясными и погрудными, заключенными в овальный медальон и раму. В полный рост изображены типы татар. Снизу или сверху расположены пояснительный и авторский тексты, но, к сожалению, не на всех произведениях, что усложняет установление полной атрибуции. Что касается хронологических рамок хранящихся в музейной коллекции гравюр, то самая ранняя из них датирована ориентировочно 1600-1604 гг., а наиболее поздняя издана в 1721 году.

Большинство гравюр удалось атрибутировать благодаря имеющимся текстам. Среди таких изображений – портрет крымского хана Газы II Герая (1551-1607), автор которого – фламандский художник и гравёр Доминикус (Доминик) Кустос (1560-1612). Портрет этого хана наряду с другими портретами государственных деятелей, полководцев и других известных личностей в 1600-1602 гг. вошёл в альбом Д. Кустоса «Atrium heroicum», изданный в г. Аугсбурге. К слову, нет абсолютно чётких критериев, согласно которым все эти лица включены в «Atrium heroicum». Довольно широкими являются и географические рамки, где проживали и правили изображённые особы.

Представляют интерес следующие три гравюры, изображающие членов крымского посольства в Швецию в 1650 году: главу делегации, духовное лицо и военачальника. Данные портреты являются иллюстрациями из германского исторического издания «Theatrum Europaeum», издававшегося в период 1633-1738 гг. швейцарским художником, гравёром и издателем Маттеусом Мерианом Старшим (1593-1650) и его потомками. Всего в свет вышел 21 том, и портреты вышеуказанных  посланников вошли в седьмой том, охватывающий события в период  1651-1657 гг.

В фондах музея-заповедника хранится портрет крымского хана Адиль Герая (1617-1672), изданный в Вене в 1670 г., автором которого является Мориц Ланг (1647-1700),  австрийский гравёр.

Несколько гравюр являются иллюстрациями из альбома «Historia di Leonardo Cesare», вышедшего из печати в Вене в 1685 году. Среди изображённых – Ахмед Герай султан (1649-?), сын хана Мехмеда IV Герая; «безымянный» калга-султан и Сеферказы-ага, являвшийся визирем в период правления хана Исляма III Герая. Два первых портрета гравированы Адрианом ван Блоеменом (1639-1697), фламандским живописцем и гравёром, автора последнего изображения установить пока не удалось.

Европейские живописцы оставили нам и зарисовки, изображающие жителей Малой Тартарии. Это гравюры, изданные в Германии в 1703 и 1721 гг.  Более ранняя из них – иллюстрация из «Neueröffnete Welt-Galleria», изданного в 1703 г. в Нюрнберге проповедником и сатириком Абрахамом а Санта-Клара (настоящее имя Иоганн (Ганс) Ульрих Мегерле, 1644-1709). Гравировал издание Иоганн Кристоф Вейгель Старший (1661-1726), образцом которому послужило ранее выполненное произведение голландского издателя Каспара Люйкена (1672-1708). Следующая гравюра является копией гравюры из альбома «Сто гравюр с изображениями различных народов Леванта, написанных с натуры в 1707 и 1708 годах, по заказу месье де Ферриоля, королевского посланника в Порте», вышедшего из печати в Париже в 1714 году. Автор оригинала – художник-ориенталист Жан-Батист ван Мур (1671-1737), копия выполнена упомянутым выше Иоганном Кристофом Вейгелем.

Ряд гравюр не имеет выходных данных, среди них – портрет посла Нуралы Олана Мурзы, датированный 1630-е гг. и изображение крымского хана Исляма III Герая (1644-1654).

Виртуальная выставка

Arrow
Arrow
Slider

Оксана Алпашкина,

главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника.

ПО МАТЕРИАЛАМ:

  1. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Ленинград, Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1972. Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича.
  2. Истомина Н.А. (МГУ) Основные иконографические типы портретных изображений в немецкой гравюре XVI века и их эволюция. // IX Международная конференция студентов и аспирантов “ЛОМОНОСОВ – 2002” http://www.hist.msu.ru/Science/LMNS2002/index.html
  3. Custos, Dominicus: Atrium heroicum Caesarum, regum, Pars 1-4.: http://www.uni-mannheim.de/mateo/desbillons/eico.html
Прокрутить вверх