Поднос для сервировки стола был и остается не просто популярным, но и необходимым предметом обихода. Он также является непременным атрибутом всего того, что для обывателя означает Восток: великолепная кухня и длительные застолья; дастархан с чашкой горячего чая и уютная кофейня на городской улочке; базар, где на подносах возвышаются горы фруктов, овощей и специй; квартал ремесленников-чеканщиков, в котором не затихают звон меди и стук молотков…
В коллекции музея-заповедника представлены подносы сини и табакъ из Ирана, Турции и Крыма. Среди крымских изделий, которых в собрании большинство, – несколько подносов работы бахчисарайских медников.
Схема расположения узора на поверхности подносов сини довольно традиционна: наличие розетки, окружности либо гексаграммы в центре, разнообразные каймы и медальоны, а также всевозможный растительный, геометрический, символический и предметный орнаменты по всей окружности. Орнаменты, как правило, плоскостные. Иранские подносы отличает более тщательная гравировка и матирование поверхности, но главное – предметы все так же плотно орнаментированы, причём орнамент гораздо рельефнее. На подносах из Турции и Крыма – наличие предметного орнамента: кувшины, вазы с букетами, шатры, суда; частыми являются надписи, изображения кипарисов, пальм, цветочных композиций; символический орнамент представлен гексаграммами, древом жизни и «бута». Основу геометрического узора составляют композиции, включающие различные прямые, волнистые и ломаные линии с множеством точек, треугольников, ромбов и иных фигур. Более скупой декор отличает работы армянских мастеров Крыма. Оригинальная форма и изысканная орнаментика отличают подносы табакъ, которые миниатюрнее, чем сини, поскольку предназначены были для подачи кофе и чая. Здесь мы видим не только мастерски исполненные растительные или геометрические элементы, но и искусные арабо-графические надписи, а также ажурно-прорезной орнамент и такие виды техники как чернение и насечка.
В инвентарных книгах Бахчисарайского музея 1920-1930-х гг. имеется информация о 32 декоративных подносах, которые происходили из имущества Юсуповского дворца в Коккозах и Бахчисарайского Ханского дворца, а также из Центрального музея Тавриды. Кроме этого, предметы были приобретены у местных жителей. У части подносов легенда не установлена до сих пор. В 1960-е, 1980-е гг. в фонды музея-заповедника пополнились подносами, подаренными бахчисарайцами, а также переданными Государственным Эрмитажем – таковых насчитывается 3 предмета; еще 3 поступили без сопроводительных документов. Отметим, что не все подносы из музейной коллекции сохранились в сегодняшнем собрании БИКАМЗ: два были украдены, еще один был исключен по причине передачи в другой музей, местонахождение пяти предметов из довоенных инвентарных книг остается невыясненным. Таким образом, сегодня фонд восточных декоративных подносов насчитывает 30 предметов.
О. Н. Алпашкина,
главный хранитель Бахчисарайского музея-заповедника