Знакомство с собранием восточного художественного металла XVII-начала XX вв. из бахчисарайской музейной коллекции мы начнём с кувшинов. На Востоке этот предмет имеет целый ряд наименований – кумган, афтаба, чойджуш, гугум, гюйюм, долча, куза, ибрик, мачал и др. Назначение их было и остается разным: в одних носят воду с источника, в других ее хранят, есть кувшины для кипячения воды и хранения жидких продуктов, а также для личной гигиены, в том числе – для совершения обязательных у мусульман актов ритуального омовения. Можно сказать, что кувшин – символ восточного гостеприимства, ведь в нем подавали воду гостю, чтобы тот мог после утомительной дороги умыться или утолить жажду. Привычный каждому из нас, этот предмет обихода способен, тем не менее, удивить даже самого искушенного ценителя искусства своей оригинальностью. Для восточных кувшинов характерно разнообразное по форме тулово: каплевидное, грушевидное, продольно-сжатое или сферическое. Столь же по-разному варьируется плотность орнамента: от очень насыщенного до полного его отсутствия, а вот ручка, пожалуй, является самым унифицированным элементом. Утилитарность восточных металлических кувшинов далеко не всегда сказывалась на их форме или декоре, что и подтверждают предметы из собрания Бахчисарайского музея-заповедника. В этом собрании представлены кувшины из Ирана, Турции, Крыма, Кавказа, Средней Азии, а также стилизованные восточные кувшины российского заводского производства. Предметы различаются по своему назначению, но их подавляющее большинство – это кувшины типа афтаба, или кумган (куман), предназначенные для личной гигиены и омовения. РитуалКП 803-М 51ьной чистоте в Исламе отведена большая роль, подтверждением чего является высказывание пророка Мухаммеда: «Чистота – это половина веры». Также в фонде музея-заповедника несколько кувшинов, предназначенных для хранения, транспортировки и кипячения воды. При их достаточно типичных форме и отделке, тем не менее, имеются некоторые региональные особенности и отличия.

Кувшины крымских медников практически не декорированы орнаментом. В Крыму кроме кумгана, распространенным был гугум – более вместительный сосуд для воды, особенно попуКП 797-45лярный у жителей горных районов. Среди иранских кувшинов, которых в коллекции несколько единиц, – наиболее изысканно орнаментированные экземпляры. Именно на Ближнем Востоке арабы издавна использовали ибрик – кувшин, в котором бедуины когда-то варили кофе на костре. С появлением специальной кофейной посуды далла и джезве кофе в ибрике варить перестали, и эти необычайно грациозные кувшины использовались уже для хранения жидкостей, к примеру, розовой воды, шербета и пр. Турецкие кувшины, которых в собрании музея тоже немного, отличаются простой формой и «легким», «прозрачным» орнаментом, который не полностью укрывает поверхность. Также предметы турецких ремесленников часто декорированы с помощью техники  насечки и выемчатой эмали. Кувшины среднеазиатских медников отличает изящная, а порой и причудливая форма, но главной их особенностью, без сомнения, является чеканка. Кувшины кавказских мастеров отличаются большим единством: наличие узкой шейки и выпуклого тулова. По местным поверьям, в орнаментированном сосуде вода сохранялась лучше.

В России увлечение восточным стилем началось еще в XVIII веке, аристократия обустраивала «турецкие» комнаты в своих дворцах, популярностью пользовались предметы обихода, отмеченные восточным колоритом: курильницы, кальяны, турки для кофе, подносы и кувшины. В конце XIX века на базе медеплавильного завода купца Кольчугина было организовано производство посуды, и большим спросом пользовались восточные кувшины-рукомои, которые обобщенно назывались персидскими. Сегодня эти «кольчугинские» кумганы, имеющиеся и в бахчисарайской коллекции, – настоящая редкость.

Первые кувшины поступили в фонд музея вскоре после его основания, в 1920-30-е гг. Эти предметы были переданы изЮсуповского дворца в Коккозах, Центрального музея Тавриды, Государственного музейного фонда Крыма, а также подарены или проданы музею жителями Бахчисарая и Крыма. В 1940-е гг. в музейный фонд поступили кувшины из имущества спецпереселенцев, т. е. депортированных граждан, переданных музею Бахчисарайским горсоветом. В 1960-2000-е гг. фонды музея-заповедника пополнили кувшины, поступившие путем дарений от частных лиц, безвозмездных передач музейными учреждениями и государственными службами. Сегодня бахчисарайское собрание восточных кувшинов насчитывает 56 единиц.

Алпашкина О.Н.,

главный хранитель БИКАМЗ

Справка:

Кольчугинский завод – входил в перечень строительства заводов с паровыми машинами и современным оборудованием А. Кольчугина близ с. Васильевского. Производство металлопроката было основано в 1871 году. В 1876 году заводы перешли в собственность «Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина», в котором основной капитал принадлежал торговому дому «Вогау и К°». В конце XIX в. на базе медеплавильного завода купца Кольчугина было организовано производство посуды. В 1918 г. завод был национализирован и стал называться Первым государственным меднообрабатывающим заводом. Находится в  г. Кольчугино.

Кольчугин Александр Григорьевич (1839-1899) – российский предприниматель, купец. Основал фирму по обработке цветных металлов «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов А. Кольчугина». Фирма построила меднопрокатный и латунный заводы во Владимирской губернии. По имени основателя завода рабочий поселок при нем стал называться Кольчугинский (ныне г. Кольчугино).

КП 1762-207