К благородным металлам – золоту и серебру и изделиям из них во все времена люди относились с почтением. Обладание ими являлось показателем социального статуса, благосостояния владельца. Вместе с тем, блеск золота и серебра – это не только признак богатства, но ещё и яркий зрелищный компонент материальной культуры.
В коллекции Бахчисарайского музея-заповедника изделия из золота, серебра и сплавов занимаю достойное место. Особую группу составляют ювелирные украшения крымскотатарских мастеров, относящиеся к наиболее ярким музейным предметам. Ювелирная коллекция Бахчисарайского дворца-музея формировалась за счет даров, пожертвований местного населения, закупок, а также за счет передачи экспонатов из других музеев.
Большого совершенства достигли крымскотатарские мастера в изготовлении ювелирных изделий в технике филиграни – чильтер. В основном использовались два вида филиграни: фоновая – когда узор напаивался на подготовленную пластину, и ажурная – когда посредством сопоставления гладких и скрученных проволочек разной толщины создавался красивейший рисунок кружевного типа. В технике филиграни выполнялись разнообразные женские ювелирные украшения: височные, шейные, нагрудные, серьги, пояса, браслеты и кольца. Кроме филиграни, крымскотатарскими ювелирами применялись такие виды техник: художественное литьём, чеканка, штамповка, тиснение, гравировка, зернение, чернение, эмаль, инкрустация (самоцветами, золотом, серебром, перламутром, черепашьим панцирем, моржовой костью, рогом носорога).
На выставке представлены следующие группы ювелирных украшений: головные украшения (тёпелик – навершия для женской шапочки фес, баш-алтын – налобные украшения, зилиф-аскъы – височные украшения, купе – серьги), шейно-нагрудные украшения (герданлыкъ – монисто, къасиде – амулеты), поясные украшения (къушакъ – пояс, къушакъ-баш – пряжка, сулюк – S-образные детали), украшения для рук (билезлик – браслеты, алкъа, юзюк – кольцо).
Перечисленные выше ювелирные изделия, выполнены из серебра и сплавов в технике (ажурной и фоновой) филиграни, инкрустированы полудрагоценными вставками, датируются к. XVIII – н. ХХ вв. Все группы украшений были популярны не только среди молодых девушек, но и среди представительниц старшего поколения.