В самоидентификации, принятой на национальном караимском съезде в 2003 г. указывается, что крымские караимы – коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими этносами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность, испытывают особые чувства к Крыму, как к исторической Родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважают их самоидентификацию.
Национальный караимский флаг состоит из трех равновеликих полос: голубой, белой и желтой. Голубой цвет олицетворяет небо; белый – все доброе, хорошее; желтый – солнце и огонь. На гербе караимов изображены тамги: сэнэк – двурогое копье и калкан – щит; а также крепостная башня.
Национальные святыни. Сакральными для крымских караимов являются родовая крепость Джуфт-Кале (ныне Чуфут-Кале) в округе Кырк Йера (земли кырков) близ Бахчисарая. В крепости сохранился комплекс кенас и расположенное поблизости древнее кладбище Балта-Тиймэз. Начиная с XIX в. Евпатория становится духовным центром караимов России, где возводятся храмы по подобию расположенных в крепости. До сегодняшнего дня на территории Крыма сохранились караимские храмы в Бахчисарае, Севастополе и Симферополе. В настоящее время этнические караимы проживают компактно на своей Родине в Крыму (532 чел. по переписи 2014 г.): Бахчисарай, Симферополь, Севастополь, Евпатория, Феодосия, Ялта; России: Москва, Санкт-Петербург, а также в Украине: Киев, Луцк, Мелитополь, Бердянск, Галич; в Литве и Польше, куда они попали из Крыма. Во всем мире насчитывается около 2000 человек.
Национальная одежда (XIX – начала XX вв.) крымских караимов, как и большинства коренных крымских жителей, была восточного стиля. Поэтому, считали, что «Одежда караимов мало чем отличается от одежды татар». Путешественники отмечали, что караимы одевались очень опрятно, о чем говорил их «аккуратный внешний вид».
Мужская одежда состояла из нательной рубашки кȍльмэк, нижних штанов типа кальсон, поверх которых одевались цветная рубашка из шёлка либо атласа, а также штаны – шалвар. Носили длинный, чаще полосатый, къафтан с небольшим прямым воротником, а также короткую, по пояс, не застёгивающуюся кофту – хыркъа с рукавами чуть ниже локтя и невысоким воротником. Подпоясывались поясом къушакъ. Верхний къафтан был длинным до пят. На ноги, в зависимости от времени года, надевали ботинки – къатыр, туфли – къарэвле либо сапоги – чызма.
Национальный головной убор – невысокая черная круглая барашковая шапка къалпакъ – караимка, как ее называли в Крыму. Изредка носили фески темного цвета. Праздничную одежду шили из дорогого материала, украшали национальным орнаментом, расшивая золотом и серебром.
Женский костюм составляли длинная нательная рубашка кȍльмэк, шаровары и чулки – къалчын с расшитыми подвязками – къалчынбав. Длинное до пят платье антер украшали тесьмой и вышивкой. Украшения подчеркивали социальный статус, а также закрывали вырез платья на груди: ожерелье из монет – гэрданлыкъ или инджили-кафас, выполненное из мелкого речного жемчуга, край которой зачастую украшали золотыми и серебряными монетами. На платье могли одеть нарядный, вышитый передник – пэшкир и короткую (до талии), без воротника распашную кофточку – хыркъа или салтамаркъа с широкими рукавами, опущенными чуть ниже локтя. Состоятельные караимы шили одежду из сукна, атласа и бархата, украшая разноцветным и золотым орнаментом. Подпоясывались широким поясом из кожи, бархата, серебра, часто с круглыми или в форме миндаля двойными серебряными или медными пряжками – къушакъ баш.
Обувь в зависимости от времени года составляли легкие туфли – папуч, украшенные вышивкой сафьяновые сапожки – этик. В грязную погоду одевали высокие деревянные колодки – налын.
Головной убор: низенькая (в несколько сантиметров) круглая плоскодонная шапочка – фэс, «унизана жемчугом с дорогим кружевом и мелкими турецкими золотыми рупиями». Встречались фесы и с разноцветной бахромой. Поверх женской шапочки, молодые караимки накидывали головное покрывало – махрама или шербенти. Пожилые женщины фес не надевали. Они повязывали определенным образом платок – джамбэр.
Национальная кухня. Что касается национальной кухни, то в ней преобладала баранина, мучные изделия, овощи, фрукты и молочные продукты. В прошлом существовала традиция ведения семейных рукописных сборников – «мэджума», в которые заносили важные семейные события, фольклор, а также излюбленные рецепты.
Народная мудрость гласит: «Бабам ашаман ашны мэн дэ ашамам» — еду, что не ест мой отец, и я не ем. Согласно предписаниям религии, караимы не употребляют в пищу свинину и рыбу без чешуи. Из кочевого периода унаследованы: къакъач – вяленое мясо, бастырма и суджук, для которых свежее мясо натирают солью и специями (для суджука мясо рубят и заполняют в натуральную оболочку), вялят на ветру. Къуру эт – варено-вяленое мясо козленка, тильчик – вяленые бараньи язычки. Молочные блюда – йазма, къуру-чыгъыт (пенир) – сухой соленый сыр, сыр къашкъавал; къаймакъ и др.
Одним из известных блюд являются караимские пирожки с мясом – эт айаклак, а также со всевозможными фруктовыми и ягодными начинками (яблоками, шелковицей, вишней). Наиболее распространенным национальным напитком является буза (сродни квасу). Из спиртных напитков употребляют виноградное вино – шарап и чопра аракысы (чопраксы) – особым способом приготовленную виноградно-абрикосовую водку, настоянную на кореньях и специях.
К ритуальным блюдам относится – ак алва – белая халва с орехами, ее подают на семейные торжества и свадьбы. Кара алва – траурная халва, ставится на стол в первый и седьмой поминальные дни. На сороковой день поминок подают хазар къатмагъы – хазарскую халву утешения.
О блюдах караимской кухни складывались легенды и стихотворения, передавались семейные предания, пословицы и поговорки. Описания караимской кухни отразились в художественных произведениях.
Архитектура жилища, техника, материал и форма строения в наибольшей степени зависели не только от народной культуры, но и от природных условий. Караимские дома встречаются как одно, так и двухэтажные, Г-образные в плане. При строительстве домов использовали в основном природный камень – известняк. Им также мостили дворы состоятельных горожан. Встречаются постройки смешанного типа, где фундамент составляет бутовая кладка, а комнаты и стены-перегородки выложены из кирпича-самана. Покрывались дома четырехскатной черепичной крышей.
Украшали дома караимов резьбой по дереву – сохранился плафон потолка в усадьбе С. А. Фирковича в Чуфут-Кале. Исследователи считают, что отличительной особенностью караимского дома является портик с колоннами, украшенными поверх капители резным орнаментом.
При строительстве домов окна старались ориентировать на юг. Заботились и об их затемнении, оборудуя ставнями, благодаря которым летом спасались от жары, а зимой сохраняли тепло.
Жилище караимов, как правило, делилось на две половины: женскую и мужскую. Согласно документам Государственного архива Республики Крым (Фонд р. 114, д. 96, оп. № 2), караимы в Бахчисарае владели не только частными подворьями, но также лавками, кузнями, пекарнями, кондитерскими, кофейнями, банями и постоялыми дворами. И по сей день сохранились типичные караимские усадьбы в старой части города: наследственный дом Ага, Дубинских и др.
Караимы Бахчисарая. Общество крымских караимов образовано в 1989 г. К моменту создания в Бахчисарае проживало 74 крымских караима (для сравнения, в 1874 г. их было около 600). На сегодняшний день в Бахчисарае живут представители родов Аппак, Баккал, Болек, Бондарь, Борю, Гаммал, Дубинских, Коген, Культе, Леви, Фуки, Ходжаш, Чореф, Шишман, Языджы.
Бахчисарайская община в свое время дала немало известных людей. Большой вклад в сохранение памятников района внесли представители семьи Дубинских. С 1911 года они были смотрителями Чуфут-Кале.
Абрам Дубинский смотритель и газзан (священнослужитель) караимских храмов в. Чуфут-Кале. Потомственный смотритель Яков Дубинский (1895-1958) являлся основателем музея пещерных городов, а его сестра Эстер Дубинская была директором этого музея до 1955 года.
Михаил Дубинский председатель караимского общества (с 1989 – 2013 г.). Патриот, ветеран Великой Отечественной войны, член «Совета ветеранов».
Абрам Болек руководитель подпольной группы комсомольцев-подпольщиков по борьбе с фашистами в г. Бахчисарай. Расстрелян после пыток за несколько дней до освобождения города. Его именем названа одна из улиц в Бахчисарае.
Хаджи Серайя Хан Шапшал – последний караимский гахан выдающийся ученый и вождь, много сделавший для крымских караимов. «Посвятил свою жизнь и знания науке и народу» — гласит эпитафия на его памятнике в Вильнюсе (1961). В более древние времена выходцами из крепости вблизи Бахчисарая были князья из династии Узунов (XIII – XV вв), большинство вождей из рода Челеби Синан (XVI – XVIII вв.) и другие выдающиеся представители народа.
Одним из современных ярких представителей караимского народа является Юрий Коген – депутат Верховной Рады Украины II созыва, Почетный гражданин города Бахчисарай, председатель (1992 – 2005) и почетный председатель Ассоциации «Крымкарайлар», член Улу Бийлик – Высшего Совета крымских караимов (с 2003), потомок древнего знатного рода, руководитель организаций и местных органов власти в Бахчисарае, благотворитель. Внес большой вклад в сохранение и возрождение этнокультуры крымских караимов.