Одним из ведущих направлений музейной работы является культурно-просветительская деятельность. Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник ведет активную работу в этом ключе. В заповеднике организовываются и проводятся обзорные экскурсии, лектории, театральные постановки, различные мастер-классы и конкурсы, процветает музейная педагогика. С каждым годом все больше учеников и студентов Крыма принимают участие в мероприятиях, подготовленных сотрудниками Бахчисарайского заповедника. В связи с этим, в рамках рубрики «Люди и события на страницах газеты «Терджиман-Переводчик» 1883-1918 гг.», хотелось бы поговорить о проблеме образования в крымском обществе в конце XIX – начале ХХ вв. Рассмотрим, каким образом пропагандировали и решали вопрос просвещения И. Гаспринский и его современники.

В обозначенный период актуальным и важным являлся вопрос просвещения женщин. Это было связано с невежеством и предрассудками в мусульманской среде, которые ограничивали дело обучения женской половины общества. Хотя, согласно канонам ислама, обучение являлось обязательным для всех мусульман. Обычно девочки получали знания в конфессиональных мектебах (школах) или же дома. Образование мусульманок ограничивалось зазубриванием и чтением коранических текстов, реже девочек обучали письму. Роль учительницы брала на себя жена или дочь муллы, иногда другая женщина.

И. Гаспринский и его единомышленники говорили о том, что одна грамотная девочка принесет обществу больше пользы, чем несколько мальчиков. Девочка – будущая мать, находясь большей частью среди детей, воспитывает и обучает их сама. Женщина учит детей первым правилам жизни, веры, чести, конечно, если она сама образованна и подготовлена. И. Гаспринский писал: «Подумаем только, что все мы рождаемся от женщины; растем и начинаем говорить на руках женщины; живем, работаем с женщиной и, наконец, умираем возле женщины — жены или матери, получая последнее облегчение от них. Грешно оставлять их темными, как животных.Чем больше образованной, воспитанной будет женщина, тем больше полезной она будет как дочь, сестра, жена и мать». На страницах газеты «Терджиман-Переводчик» он писал о проблемах образования в целом и женского в частности. Исмаил Гаспринский писал о том, что народное образование нуждается в реформировании, кроме нового метода преподавания, он предлагал ввести в учебный процесс светские дисциплины, а также различные мастер-классы по ремеслу и рукоделию.

Первая реформированная или новометодная школа для мальчиков была открыта И. Гаспринским в Бахчисарае в 1884 г. На страницах своей газеты просветитель писал, что в конце января в приходе Кайтаз-ага откроется мектеб, где преподавание будет осуществляться по новому методу. В мектебе преподавались турецкая и арабская грамота, письмо, чтение, арифметика и правила веры. Курс обучения занимал два года. В школу принимались дети 7-летнего возраста. Преподавал в мектебе сам И. Гаспринский, в качестве учебного пособия использовался его учебник «Ходжа-и-субьян» («Учитель детей»). Плата за обучение составляла 1 руб. в месяц.

Спустя несколько лет, в 1893 г., под руководством И. Гаспринского в  г. Бахчисарай, в приходе Шахболат, открылась первая новометодная школа для девочек. Должность директора и учителя в новой школе исполняла родная сестра И. Гаспринского П. Болатукова. Это событие стало настоящим прорывом в деле просвещения мусульманок России.

Вопрос образования мусульманки долгое время оставался злободневным и актуальным на страницах газеты «Терджиман». В одной из заметок говорилось об успехах бахчисарайской женской новометодной школы, в которой ученицы за пять месяцев обучения от татарского чтения перешли к арабскому. В крымскотатарской среде это был невиданный ранее успех. О работе новометодных бахчисарайских школ известно, что в июне 1893 г. проходили экзамены в мужских и женском мектебах. Все дети показали отличные результаты, а рукоделие девочек вызвало общее одобрение. Многие жители города жертвовали деньги на капитальный ремонт школьных помещений.

Подводя итоги, необходимо отметить, что под влиянием И. Гаспринского, его прогрессивных взглядов и успешной педагогической деятельности, новометодные школы стали открываться по всей Российской империи (в Казани, в Азербайджане, позже в Туркестане). Ученики данных школ получали знания по чтению, письму, счету, мусульманскому закону, ремеслу и рукоделию. Реформирование народного образования в среде мусульман России открывало возможности для дальнейшего просвещения в образовательных учреждениях более высокого уровня.

Л.З. Чубукчиева,

старший научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Татарская школа. Бахчисарай. н. ХХ в.