В мае 2009 года в фонды Бахчисарайского музея-заповедника оказией из Киева были переданы в дар четыре предмета конца 19 – начала 20 века, имеющие ценность в контексте тематики музея: три крымскотатарских головных женских покрывала «марама» и салфетка с вышивкой. Одно из головных покрывал в 2015 году было опубликовано в каталоге «Крымскотатарское женское головное покрывало в коллекции Бахчисарайского музея-заповедника». Дарителями стали некие Праховы, проживающие в Киеве. И, как обычно происходит, когда дарители передают ценности в музеи, в документах по передаче предмета кроме фамилии и места проживания почти ничего не указывают. Наши дарители Праховы сообщили лишь, что эти вышивки принадлежали их бабушке, которая тоже вышивала.ЕЛЕНА АДРИАНОВНА (ЛЁЛЯ) ПРАХОВА. КОНЕЦ 1880-х Киев. Фотография ОР ГТГ википедия

Спустя 10 лет, мы вновь обратились к этим предметам и решили выяснить, не имеет ли отношение бабушка дарителей к семье знаменитого рода Праховых? К великому удивлению оказалось, что эти вышивки действител12360330_547014912115278_3759439676930071978_nьно хранились в семье потомков Адриана и Эмилии Праховых и, вероятно, принадлежали их знаменитой дочери – Елене Андриановне Праховой (1871-1948), несостоявшейся невесте художника Михаила Нестерова, вышивальщице, автору плащаницы во Владимирском соборе (по эскизу В. М. Васнецова), образов архангелов Михаила и Гавриила (по эскизу М. В. Нестерова), ряда произведений по мотивам картин В. А. Котарбинского!

Адриан Прахов (1846-1916, Ялта) – русский историк искусства, археолог и художественный критик, автор идеи создания Владимирского собора в Киеве, был женат на Эмилии Марии Клементине Лестель (1849-1926) – пианистке, ученице Ф. Листа. Эмилия Львовна содержала салон, который посещали художники, работавшие над оформлением Владимирского собора. Дом Праховых на большой Житомирской в Киеве был всегда открыт для творческой интеллигенции, а портреты Эмилии Львовны писали Илья Репин, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель (кстати, изобразивший Эмилию при написании знаменитой иконы «Богоматерь с Младенцем» для алтаря Кирилловской церкви в Киеве).

В семье Праховых было трое детей – сын Николай (1873-1957) – художник и искусствовед, дочь Ольга (1879-?), в замужестве Алябьева и дочь Елена (1871-1948), которая так и не вышла замуж, как вспоминала вЕ. Прахова. В.М. Васнецовнучка Александра, по вине матери: Эмилия Львовна была дамой с придурью. В нашей семье знали, что нельзя во время семейной трапезы огорчать бабулю ведь она могла не моргнув глазом вылить чай за шиворот кому-то из сидящих или разбить чашку о пол. Она была довольно властным человеком эдакая домашняя Салтычиха. Эмилия Львовна испортила жизнь своей дочери Елене. В неё был влюблен тогда малоизвестный художник Михаил Нестеров и даже якобы сделал ей предложение. Но Эмилия Львовна воспротивилась, сказав, что Лёля достойна лучшей партии. В итоге Елена так и не вышла замуж. Кстати, Варвара Великомученица в правом иконостасе Владимирского собора написана Нестеровым с Елены Праховой. Узнав об этом, жена тогдашнего киевского генерал-губернатора вспылила: «Что же мне ходить молиться на Лёльку Прахову?!»

Елена родилась в Риме, окончила Киево-Печерскую женскую гимназию, получив специальность домашней учительницы. Воспитывалась в творческой семье, училась Elena_and_Olga_Prakhova Википедияживописи у В. Котарбинского. Главным ее занятием стало золотное и лицевое шитье шелком. Елена выполнила знаменитую плащаницу по рисунку Виктора Васнецова, один из шедевров конца 19 века. 20 августа 1896 г. после освящения Владимирского собора Елену Прахову во время экскурсии царской семьи по собору представили Николаю II и императрице Александре Федоровне. Вышитая ею плащаница удостоилась восторженных похвал. В 1924-33 гг. Елена Прахова преподавала в студии пластического искусства М. Козика и Г. Крюгер-Праховой. В 1934 году Е. Прахова с другими мастерами вышивки создала по музейным образцам шесть альбомов народной украинской вышивки, где был разобран и описан каждый шов. К сожалению, альбомы так и не были изданы.

Елена Прахова стала автором нескольких уникальных работ по эскизам В. Васнецова – «Святая великая княгиня Евдокия» (1894, для Дома-музея В. Васнецова), «Святой Александр Невский» (1897, подарок семье Николая II), «Плащаница», «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» (1899, заказ княгини М. Тенишевой), «Спас нерукотворный» (1922, заказ коллекционера из Нью-Йорка). По эскизам и заказу М. Нестерова ею были выполнены «Святая Ольга», «Богоматерь» (1897), «Святая Варвара» (1898).

Саму мастерицу церковного шитья также писали художники П. Сведомский, В. Васнецов. Она стала прообразом картины «Царевна-лебедь» М. Врубеля, «Святой Варвары» М. Нестерова. На картине А. МураOLYMPUS DIGITAL CAMERAшко «За пяльцами» (1905) Елена Адриановна выглядит так, как будто вот-вот поднимет голову, оставит пяльцы с яркой вышивкой и застенчиво улыбнется так, как улыбается на фотографии.

Кстати, о фотографии, которая привлекла наше внимание: Елена Адриановна сидит на кушетке в легком вышитом плаще, рядом – турецкий многогранный столик «курсю», украшенный перламутром. На подушке и на комоде расстелены полотенца с вышитым орнаментом, напоминающим крымскотатарский или турецкий. Вероятно, любовь Елены Праховой к вышивке не ограничивалась народной украинской или сугубо церковной вышивкой. Будучи личностью интеллигентной и многогранной, она интересовалась и восточным декоративным искусством. Кроме того, отец Елены путешествовал по Египту, Палестине, Сирии, Греции и Европейской Турции, Италии, Франции и привозил предметы искусства в качестве сувениров. Адриан Викторович похоронен в Ялте, и Елена Адриановна наверняка бывала в Крыму (к сожалению, подробной информацией мы не располагаем). Вероятно, здесь она пополнила свою коллекцию четырьмя предметами, которые ее потомки назвали «крымскими, конца 19 – начала 20 века» и подарили Бахчисарайскому музею-заповеднику. Хочется с благодарностью почтить память дарителя, последней представительницы рода Праховых – Александры Николаевны (1950-2011), талантливого украинского художника-графика, мастера-каллиграфа и иллюстратора, работы которой хранятся в десятках стран мира.

 

Старший научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ

Абдураманова С. Н.