Крым, как место проживания и как туристический объект, всегда привлекал внимание людей самых разных классов, сословий, интересов и взглядов. Не заглядывая в глубь истории, достаточно вспомнить, что первые туристы потянулись в Крым в конце XVIII в., особенно после путешествия в «Полуденный край» императрицы Екатерины II.
Многие царские сановники, представители древних родов стремились приобрести на Южном берегу участки земли под строительство летних резиденций, охотничьих домов, дач. Среди таких было и очень известное в России семейство Юсуповых.
Фамилия Юсуповых всегда занимала важное место среди аристократических родов России. В семейных архивах основателем их рода называется некто Абубекир Бен Райок, потомок Али, племянник пророка Магомета. Потомки Райока когда-то правили в Египте, Дамаске, Антиохии, Константинополе. Один из них переселился из Аравии к Азовскому и Каспийскому морям, где позднее образовалась Ногайская орда.
Впоследствии правнук одного из наиболее известных властелинов Ногайской Орды – Эдыгея Мангита – хан Юсуф, стал союзником Ивана Грозного. Его потомки приняли христианство и получили от царя Федора Иоановича титул Юсуповых-Князево, а с конца XVIII в. стали именоваться просто – Юсуповы.
Григорий Дмитриевич Юсупов (1676-1730) – сподвижник Петра I участвовал в Азовских походах и Полтавской битве, строил флот и проводил реформы. Его сын Борис Григорьевич (1696-1759) был московским губернатором, затем сенатором, президентом Коммерц-коллегии. По его ходатайству был подписан указ об открытии первого публичного театра в Санкт-Петербурге. Особое место среди Юсуповых занимал Николай Борисович (1750-1831) – один из богатейших вельмож России, первый директор Эрмитажа, русский посланник в Италии, главноуправляющий Кремлевской экспедицией и Оружейной палатой, а также всеми театрами России. Его внук – Николай Борисович, был талантливым музыкантом и писателем, вице-директором Петербургской публичной библиотеки. На нем пресеклась мужская линия древнего рода Юсуповых. Единственной наследницей осталась дочь – Зинаида Николаевна (1861-1939), которая впоследствии вышла замуж за графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона (1856-1928), генерал-лейтенанта, командира Кавалергардского полка, губернатора Москвы (1914-1915 гг.). Граф, будучи большим ценителем искусства, профинансировал создание Римского зала в московском музее Изящных искусств, поддерживал многих художников, был членом Московского художественного общества, Тульской ученой архивной комиссии, избирался почетным членом Ялтинского общества сельских хозяев, садоводов и виноградарей. Являлся председателем Русского автомобильного клуба, Георгиевского общества правильной охоты, Московского стрелкового клуба, возглавлял общество акклиматизации животных. Кроме того, уделял немало внимания Всероссийскому союзу лаун-теннис клубов. Обучал этой игре царя Николая II.
Семья Юсуповых славилась своей благотворительностью в разных сферах. Во время Первой мировой войны в своих домах и имениях семья развернула госпитали.
Так как Зинаида Николаевна была последней представительницей рода Юсуповых, император разрешил ее супругу прибавить к своей фамилии титул и имя Юсуповых. С 1914 года княжеский род и фамилия перешли к их младшему сыну Феликсу.
В 1908 году, после гибели на дуэли старшего брата – Николая Феликс Юсупов-младший, стал единственным наследником древнего рода. После окончания Оксфордского университета, в 1914 году Феликс Феликсович Юсупов граф Сумароков-Эльстон-младший (1887-1967) становится близким родственником царя Николая II, женившись на его племяннице, великой княгине Ирине Александровне Романовой (1895-1970).
В конце 1916 года, имя Ф.Ф. Юсупова-младшего стало широко известно в России и за рубежом в связи с громким убийством в Петербурге, во дворце Юсуповых на Мойке Григория Распутина. За участие в этом деле граф был выслан в имение Ракитное Курской губернии, где пробыл до Февральской революции под надзором полиции.
Весной 1917 года все Юсуповы собрались в Крыму, в кореизском имении родителей, где и пережили смутные 1917-1919 гг. В апреле 1919 года вместе с ближайшими родственниками Николая II, семья Юсуповых на английском военном корабле «Мальборо» эмигрировала за границу, проживала в Лондоне и Париже.
В Крыму семейству принадлежало несколько обширных участков земли, среди которых вилла в Кореизе и домик на берегу моря в Балаклаве. Будучи председателем Георгиевского общества правильной охоты, князь Ф.Ф. Юсупов-старший решился на строительство охотничьего дома в Коккозе.
В конце XVIII в., владельцем татарской деревушки Коккоз (тат. – «Голубой глаз») был коллежский советник Мемет-бей, принимавший участие в присоединении Крыма к России. В 1897 г. в селе проживало 1687 человек. Коккозы славились своими садами и домами, мельницей, которые принадлежали известным крымским татарам, беям Булгаковым, потомкам Мемет-бея.
Именно в этом селе, в апреле 1908 года, на северном склоне Ялтинской яйлы, у старой ялтинской дороги, Юсуповы приобрели земельный участок мерою 3400 десятин.
К созданию дворца «Аскерин» Юсуповы привлекли известного ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова (1864-1939). Юсуповы не забыли о своем восточном происхождении: Зинаида Николаевна пожелала иметь дом «в местном стиле», чтобы он органично вписывался в окружающий пейзаж и сочетался с местными постройками.
Дворцовый комплекс был задуман архитектором в художественном единстве восточных мотивов, навеянных образом Бахчисарайского ханского дворца. В декоре Охотничьего дворца, парковых композициях, фонтанах зодчий очень удачно использовал местные сюжеты из татарских легенд. При решении фасадов был включен символ Коккоз – «Голубой глаз», стилистическое его изображение в виде витража, заключенного в большом оконном проеме – формы арки «Тюдора» и в тимпане пристенного фонтана у главного входа во дворец. При формировании планов и композиции здания была применена асимметрия в группировке объемов и в расположении окон и дверей.
На фоне синего неба очень живописно сочетались белые стены дворца, завершающиеся большим колоритным карнизом с многоскатной крышей, покрытой черепицей по образцу черепицы Бахчисарайского ханского дворца. Напоминанием дворца служили и нависающие крыши, выступающие фасады «Аскерина», формы дверей и оконные переплеты. Над крышей были установлены стрельчатой формы дымовые трубы, такие, какими завершаются камины во дворце ханов. Над всеми постройками возвышалась башня с площадкой наподобие Соколиной в Бахчисарайском дворце.
Согласно архивным данным, все строительные работы были выполнены за 1908-1912 годы, хотя благоустройство территории продолжалось до 1915 года.
На юго-западной окраине деревни Коккозы возник целый загородный дворцовый комплекс князя Ф.Ф. Юсупова-старшего, графа Сумарокова-Эльстона: дворец – «Охотничий дом», двухэтажный флигель, театр, электростанция, одноэтажная хозяйственная постройка (дом для прислуги, прачечная, баня), каретный сарай, конюшня и коровник на пять лошадей, караван-сарай (постоялый двор). В это же время возводится «Юсуповская» мечеть.
Николай II, одним из первых посетивший Коккоз по завершении строительства Охотничьего дома, писал матери, императрице Марии Федоровне, 9 ноября 1911 года: «Неделю назад Юсуповы пригласили Ольгу, Татьяну и меня в их новое имение Коккоз…».
Революционные события не обошли Коккозы. В 1917 г. жители деревни перекрыли воду, предназначенную для полива юсуповских садов. И хотя управляющий переживал за сохранность имущества, ограблений удалось избежать. После окончания Гражданской войны, Коккозский дворец был переведен в ведение Бахчисарайского Музохриса и стал музеем. 10 апреля 1924 г. в Бахчисарайский музей по акту №14 из Коккозского дворца были переданы многие предметы интерьера.
В октябре 1925 г. музей в Коккозском дворце был закрыт. В течение трех дней имущество перевозилось в Бахчисарайский музей. Большую часть внесенных в инвентарную книгу музея экспонатов составляли изделия мастеров Ирана, Турции и Крыма XVII-XIX вв.
После национализации в имении Юсуповых находился лагерь отдыха, школа 2-й ступени, сельсовет, изба-читальня с радиоустановкой, клуб и динамо-машина для электроосвещения. Летом во дворце располагалась экскурсионная база общества «Советский турист», для которой сохранили часть обстановки дворца.
В годы Великой Отечественной войны в бывшем дворце располагалось отделение гестапо. На втором этаже в большом зале было казино. После войны территорию парка занимала МТС, и от парка практически ничего не осталось.
С переходом в 1949 году строений и территории бывшей усадьбы детскому дому, а за тем школе-интернату, было необходимо обеспечить новые условия для эксплуатации комплекса и проживания детей. Для этого, прежде всего, использовались базовые сооружения – бывший дворец; флигель и хозяйственные постройки, приспособленные под спальные корпуса, а также под хозяйственные здания. Парковая территория была свободно распланирована, благоустроена и насыщена малыми архитектурными формами, которые не сохранились, за исключением фонтана при въезде на территорию школы с ул. Ленина. Фонтан-источник оформлен в виде стелы, сложенной из камня диабаза, завершающейся карнизом в устроенной крыше из волнообразной черепицы. В тимпане размещена декоративная вставка с эпиграфическим орнаментом, выполненная из мраморовидного известняка.
В 1979 г. комплекс бывшего имения князя Ф.Ф. Юсупова в деревне Коккоз Ялтинского уезда, ныне с. Соколиное Бахчисарайского района, был поставлен на государственный учет Решением Крымского облисполкома от 22.05.1979 г. №284 в качестве памятника архитектуры и градостроительства местного значения.
Татьяна Волошинова, специалист по учету
и использованию памятников ГБУ РК БИКАМЗ