Гарем – самая интригующая и малоизученная часть Бахчисарайского ханского дворца. О жизни ханского гарема известно очень мало, т. к. ни путешественники, ни дипломаты не имели возможности попасть в эту таинственную обитель. Но о некоторых аспектах жизни женщин дома Гераев мы можем узнать из исторических источников: должность Ана-беи – третье лицо в государстве, как поэтессы, устроительницы фонтанов, мечетей.

Одной из таинственных жительниц ханского гарема до сих пор остаётся Диляра Бикеч, которой по одной из легенд был посвящён знаменитый «Фонтан слёз» (Сельсебиль). С её именем связано ещё одно строение в Бахчисарае – Ешиль Джами – Зелёная мечеть. Она была построена по желанию Диляры Бикеч, супруги Крым Герай хана, в 1764 г., на что указывала надпись на одной из внутренних стен: «Диляра, божья милость на неё, год 1178 (1764 г.)». Сохранилось предание, что Диляра Бикеч перед смертью завещала похоронить её в таком месте Бахчисарая, откуда была бы видна любимая ею мечеть Ешиль Джами. Действительно со склона, на котором расположен мавзолей Диляры Бикеч, открывается прекрасный вид на город и на противоположный склон горы, немного налево, где находилась мечеть.

Зеленая мечеть была построена под руководством художника, зодчего и каллиграфа-поэта Умера, на что указывала надпись на главном фасаде мечети: «работал Умер, года 1178 (1764 г.)». С его именем связано множество архитектурных и декоративных работ, в частности, в Ханском дворце (Большая Ханская мечеть, Фруктовая комната, Беседка Селямет Герай хана…).

История мечети Диляры Бикеч печальна: спустя некоторое время после постройки, в ней был убит имам (священнослужитель), впоследствии перестали совершать богослужение, и она была заброшена. В XIX в. здесь расположилось теккие (обитель) дервишей, затем был устроен мектеб (школа).

Мечеть, построенная по заказу супруги хана, недалеко от дворца, в самом центре города, была красиво украшена. Это был выдающийся по художественным достоинствам памятник крымской архитектуры XVIII в. Несмотря на события, произошедшие раннее, мечеть еще в начале XX в. сохраняла своё изящество. В 1916 г. У. Боданинский писал, что Ешиль Джами в плане – простой четырёхугольник, к восточному углу которого примыкал минарет. Четырёхскатная крыша была покрыта черепицей ярко изумрудной поливы. Наружный фасад украшали пролёт окон в два ряда, каменные пилястры и роспись фресками по камню в восточном стиле с сильным влиянием европейского «барокко» XVIII века. Окна в виде прямоугольника, а пролеты верхних окон «приятной выисканной пропорции, близкой по форме к квадрату».

Описывая внутреннее убранство мечети, У. Боданинский отмечал, что средняя часть помещения была в виде «четырёхугольного карэ, отделялась от остальной части деревянной колоннадой, поддерживающей ряд красивых, вычурных восточных арок; с северной стороны, на уровне верхних окон, к колоннаде примыкают «мафиль» (хоры). Пролёты их в настоящее время заколочены и заштукатурены, кроме одного пролёта, в котором сохранилась балюстрада (пармаклыкъ) из деревянных точеных колонок… С южной стороны на оси здания находится стрельчатая ниша (михраб) со сталактитовой обработкой, испорченной позднейшей раскраской. «Михраб» – это священное место, где становится имам во время богослужения. На всем живописном декоративном убранстве видно рука чуткого художника: тут слились между собой: фрески, декоративная скульптура и каллиграфия «Хаттаты», т. е. художники-каллиграфы… Автор фресок… был первоклассным мастером; все детали фресок, например, розы и цветы на арках … нарисованы и написаны в приятно розовато-палевых тонах; на арках, стенах стихи из Корана написаны графически безукоризненно черной краской по белому полю. На южной стене по бокам «михраба» орнаментальной вязью выведен силуэт какой-то мечети. Стены были оштукатурены и окрашены в приятный зеленый цвет, только местами прерываемый, живописными филёнками и надписями. Коринфские капители колонок и детали арок вылеплены из алебастра, а сверху раскрашены…

Художественный интерес представляли окна мечети; они были выложены по определенному рисунку мозаикой из кусочков разноцветного стекла, спаянных между собой алебастровыми рамками… Уцелело лишь интересная архитектура и фрески, которые… местами сохранились в хорошем виде».

На аварийное состояние здания неоднократно обращали внимание местная интеллигенция, историки, художники, такие как У. А. Боданинский, А. И. Маркевич. Несмотря на неоднократные попытки сохранить это изящное строение, мечеть была разрушена в 1945 г. Как известно из источников, согласно списку памятников архитектуры по Крымской области в 1944-45 гг. среди объектов значилась Ешиль Джами. В решении Бахчисарайского Райисполкома 22 июня 1945 г. отмечено, что старинная мечеть Ешиль Джами в период оккупации оказалась разрушена до основания.

К сожалению, на сегодняшний день о выдающемся по художественным достоинствам памятнике Ешиль Джами могут «рассказать» лишь сохранившиеся в фондах ГБУ РК БИКАМЗ фотонегативы 1920-30-х гг. и рисунки К. Богаевского.

 Эдие Мустафаева, специалист по экспозиционной
и выставочной деятельности II категории
Музея истории и культуры крымских татар