Культура народа во всём находит своё отражение. Это относится и к традиции изготовления и ношения обуви.
Одним из основных ремесленных производств Крыма было кожевенное дело. Труд кожевников пользовался большим почетом. Существовало множество кожевенных мастерских. Английская путешественница М. Холдернес, побывавшая в Крыму в XIX в., писала следующее: «Искусство выделывания кожи известно в Бахчисарае и в Карасубазаре». Немецкий купец Н. Э. Клееман, посетивший Крым во второй половине XVIII в., упоминал, что в «Карасу совершенно выделывают кожи, а особенно сафьян, который весьма там красивый».
Высококачественная тонкая кожа сафьян очень ценилась и была известна далеко за пределами Крымского полуострова. В Крыму выделывался сафьян различных цветов: желтый, красный, бордовый, черный, фиолетовый, светло-зеленый. Кожу выделывали до такого состояния, что она была мягкая, как атлас.
Из сафьяна изготовляли различную продукцию, в т.ч. и обувь. Она предназначалась для дома или улицы, праздника или будней, того или иного сезона. Например, красивую, расшитую золотыми нитями, аппликацией обувь (сапожки мест, туфли терлик, тапочки папуч) преподносили в подарок невесте.
Сапожки мест были мужскими и женскими. Носили их дома в зимнее время года.
Обувь, бытовавшая в Крыму, была местного производства и привозная (в основном, из Турции). Ее сохранилось к нашему времени немного. Интересными экземплярами обуви крымской работы обладает Бахчисарайский музей-заповедник. Оригинальными являются сапожки мест, представленные в экспозиции Музея истории и культуры крымских татар. Сапожки крымской работы, куплены в Карасубазаре у Амета Челеби в 1925 г. – две пары из черного сафьяна, одна украшена вышивкой. Также в коллекции музея-заповедника есть сапожки из тонкого сафьяна нежно-бежевого цвета, с невысокими голенищами, богато украшенные вышивкой мыкълама (односторонний тип вышивки золоченной, серебряной нитью), на мягкой подошве из красного сафьяна, без каблука. Эти женские сапожки мест очень изящные и стильные, мягкие и удобные.
Сапожки мест, представленные в Музее, рассказывают о стиле, моде, традициях Крыма XVIII – начала XX вв. Ношение одежды и обуви в этностиле актуально и популярно в наше время. Современные модницы с удовольствием щеголяли бы в таких.
Севиля Велиева,
специалист по экспозиционной и выставочной деятельности
Музея истории и культуры крымских татар.