В современном понимании старые книги – это толстые сшитые блоки листов, соединённых между собой и скреплённых плотной обложкой – всё это послужило появлению специальных приспособлений, делающих обращение с книгой и процесс чтения более удобным. Таким предметом послужила специальная подставка. Зачастую массивные книги нелегко было удержать в руках и читателю приходилось открывать их на пюпитре.
Раскладные деревянные подставки были в ходу у народов Востока. В Персии их называют рейл, в Узбекистане ляух, в Крыму – рале, рахле. Это специальные подставки для Корана. Коран – главная священная книга мусульман. Священное Писание требовало к себе особенно бережного отношения: Коран в доме мусульманина хранится на полочке или в специальном красиво вышитом чехле и вешается на стену; брать и читать священную книгу можно только после совершения обряда омовения, держать ее в руках необходимо так, чтобы книга находилась выше пупка человека, в связи с чем, было удобней положить на специальную подставку.
Рале довольно изобретательны по конструкции и зачастую богато украшены. Для её создания в Крыму использовали местные породы деревьев – орех, дуб. Подставка состоит из двух частей и удобно раскрывается. Специально для этого вырезаются петли для соединения. Производство рале – это длительный и кропотливый труд. Мастера вручную украшают рале растительными и геометрическими орнаментами, каллиграфическими надписями из кусочков дерева, перламутра и кости. Деревянная подставка для Корана могла представлять собой настоящее произведение искусства. Подставки использовались как дома, так и в мечетях. Рале могла быть различных размеров.
В экспозиции Музея истории и культуры крымских татар представлена рале, украшенная перламутром и костью, с резными ножками в виде арок, на внешней стороне по краям имеет орнамент из шестилепестковых цветов, в рамке, инкрустированной костью, две шестиконечные звезды. По краям подставки на внутренней стороне орнамент из ромбиков. Данный предмет был сделан в Крыму в XVIII в., находился в Большой Ханской мечети и поступил в музей в 1925 г. при первом директоре музея Усеине Боданинском. Однако, это не единственный экземпляр столь тонкого искусства – в музее есть подставка, украшенная интарсией из кусочков дерева светлых и тёмных тонов, сделанная Бахчисарайским мастером Я. Грозным в начале XX в.
Севиля Велиева,
специалист Музея истории и культуры крымских татар.