Пояс находится на границе ткани и вещи. Функциональные параметры пояса как объекта культуры заданы его семиотическим статусом, проявляющемся в ритуальном контексте. Изначально отношение к поясу формировалось как к магическому объекту. Пояс использовался как оберег во многих культурах. Ряд исследователей связывают такую семантику пояса с его формой правильного круга, замкнутой окружности.Таким образом, апотропейные функции пояса восходили к единому первоисточнику и могли быть связаны со специфическими пространственными представлениями. Древнему человеку были присущи своеобразные понятия о пространстве и времени, отличающиеся от современных. Пространство и время воспринимались эмоционально, могли быть «добрыми и злыми», «благоприятными и враждебными».

Пояс – къушакъ являлся обязательной принадлежностью мужского и женского крымскотатарского костюма, широко использовался в повседневной жизни и обрядовой практике. Он являлся оберегом и одновременно олицетворением жизненной силы. Существовало несколько видов традиционных крымскотатарских поясов: тканевые, кожаные с металлическими накладками и пряжкой, тканевые с металлическими деталями и пряжкой, металлические. Матерчатый мужской пояс шился из длинного полотнища тонкой шерстяной или шелковой ткани, часто с узором из поперечных полос (обычно красного цвета). Он должен был трижды обхватить талию владельца, от чего и зависела длина. Ширина пояса также зависела от возраста владельца. Пояс повязывался поверх куртки, камзола или халата. Кроме того, существовал мужской обрядовый пояс учкур вышитый либо тканый, украшенный мотивом «родовое древо».

Крымские татарки носили золотые или серебряные филигранные пояса поверх платья. Пояссостоял из застежки-бляхи и ажурных прямоугольных, квадратных пластин или восьмилепестковых розеток, соединенных между собой колечками. В поясе особенно выделялась пряжка, которая обычно выполнялась в технике накладной и ажурной филиграни, чеканки, штамповки, чернения, покрывалась перламутром, украшалась самоцветами или вставками из цветного стекла. Пряжка чаще всего имела форму листа винограда, являющегося одним из древнейших символов плодородия, жизненной силы. Но также могла быть овальной с фестончатыми краями и каплевидной с загнутым кончиком формы. К ним иногда прикреплялись небольшие подвески в виде колокольчиков, цветочков, спиралек и др. Пряжки выполнялись цельно или из двух половинок. Застегивались с внутренней стороны на крючок или с лицевой – при помощи миниатюрного кинжальчика, соединенного с пряжкой цепочкой.

Вплоть до 70-80-х гг. ХХ в. перед началом свадебной церемонии происходил обряд «опоясывания». Отец или брат несколько раз обходили невесту, затем застегивали пряжку. Это действие считалось благословением. Пояс клали под подушку роженице и новорожденному, чтобы защитить их от злых духов.

В фондах Бахчисарайского заповедника хранится обширная коллекция традиционных крымскотатарских мужских, женских и детских поясов.

Ленара Чубукчиева,

старший научный сотрудник МИККТ ГБУ РК БИКАМЗ